ВОДОСЛИВНОЕ АВИАЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО

специальная емкость на внешней подвеске или внутри фюзеляжа вертолета, заполняемая водой или растворами огнетушащих составов. Используется для тушения лесных пожаров с воздуха или доставки огнетушащих средств в наземные емкости на месте работ по тушению. Внутрифюзеляжное устройство для слива воды на лесные пожары было разработано для вертолета Ми-4 в 1961 г. (объем двух баков - 500 л), в 1967 г. - для вертолета Ми-6 (емкость устройства - 6000 л жидкости). Емкости заполняли до взлета вертолета. В 1976 г. было разработано водосливное авиационное устройство на внешней подвеске к вертолету Ка-26 с объемом бака 320 л. Забор воды производился методом зачерпывания при полете вертолета над водоемом, а слив на пожар - опрокидываем бака. При этом создавалась смоченная полоса длиной 305 м. Сейчас эти вертолеты сняты с эксплуатации. С 1979 г. на вертолете Ми-8Т стали применять водосливное авиационное устройство различных конструкций на внешней подвеске. С 1995 г. серийно изготавливают мягкое водосливное устройство ВСУ-5 с изменяющимся объемом емкости - от 1,3 до 2,5 и от 3 до 4,5 м3 - для вертолетов Ми-8МТ (МТБ, АМТ) и Ка-32. ВСУ-5 представляет собой 2-слойную, нежесткую в вертикальном направлении емкость. Внешняя оболочка, состоящая из капроновой основы, каркасированной кольцевыми и радиальными лентами, выполняет «силовую» функцию. Внутренняя оболочка-вкладыш из прорезиненной капроновой ткани решает задачу герметизации. Жесткость оболочке около верхнего отверстия придает специальный элемент кольцевой формы. Оболочка в нижней части оснащена вторым металлическим кольцом меньшего диаметра, определяемого необходимой величиной секундного расхода сливаемой воды. Сливной патрубок В СУ-5 сконструирован таким образом, что в процессе погружения оболочки он автоматически открывается и позволяет воде заполнять оболочку снизу. В СУ-5 обеспечивает возможность наполнения емкости водой из достаточно мелких водоемов (глубиной 0,7-1,0 м). ВСУ-5 применяется для тушения низовых лесных пожаров и заполнения наземных резервуаров водой в районе пожаров.

Технология тушения лесных пожаров при помощи ВСУ-5 заключается в следующем. Вертолет с ВСУ-5 находится на аэродроме в дежурном режиме и вызывается на тушение пожара патрульным воздушным судном. Летчик-наблюдатель, получив сообщение, анализирует его и подбирает пригодный для работы, ближайший к пожару водоем. Для выбора тактических приемов тушения пожара летчик-наблюдатель с командиром вертолета рассчитывают заправку топливом, допустимую загрузку для доставки десантно-пожарной команды (ДПК) и грузов, и вертолет вылетает к пожару. После десантирования ДПК с воздуха подбирают площадку для посадки вертолета с выключением двигателя и установки В СУ из транспортного в рабочее положение, после чего вертолет направляется к водоему для забора воды. Прицельный слив воды выполняет летчик-наблюдатель, который задает экипажу режим полета, указывает кромку для тушения. При скорости вертолета 50-70 км/ч с высоты 15 м над пологом леса сливается 3 тыс. л воды с дозировкой 2,8-3,3 л/м2, в результате чего образуется смоченная полоса длиной 50-60 м, шириной 12 м.


Наверх
Конфигуратор деревянных домов
Каталог проектов