АВИАЦИОННАЯ ОХРАНА ЛЕСОВ

Авиалесоохрана, охрана лесов от пожаров, действующая на основе использования авиационных средств. Зарождение авиационной охраны лесов в России относится к 1922 г., когда были проведены первые опыты по использованию самолетов для аэрофотосъемки, учета усыхания лесов, обследования и выявления лесосырьевых баз и путей транспортировки древесины. Крупнейшие лесные пожары в европейской части России 1920 и 1921 г. показали, что своевременное их обнаружение и тушение не может быть обеспечено традиционными наземными методами. 25 марта 1931 г. на заседании лесоавиационной секции отдела лесоэксплуатации Ленинградского научно-исследовательского лесопромышленного института (ЛенНИЛИ), по инициативе Управления рационализации «Союзлеспрома», был рассмотрен вопрос о технической возможности и экономической целесообразности организации специальной авиаслужбы по охране лесов от пожаров. По докладу руководителя лесоавиационной секции Г. Г. Самойловича было принято решение организовать особую экспедицию с местом проведения работ в районе станции Урень Нижегородской обл. Первый экспериментальный полет с целью обнаружения лесного пожара продолжительностью 1,5 ч, в условиях облачности и ограниченной видимости, был выполнен 7 июля 1931 г. на самолете У-2 (ПО-2). Эту дату принято считать началом авиационной охраны лесов. За время работы экспедиции общий налёт по охране лесной территории площадью 1,5 млн га составил 40 ч. Было обнаружено 14 лесных пожаров, причем ошибки в определении координат оказались минимальными. Следующая экспедиция проводила опытные полеты в южной части Карелии и Ленинградской обл. в 1932 г. В охраняемом лесном массиве площадью 4,5 млн га за 144 ч лётного времени было обнаружено 92 пожара общей площадью 814 га. Работы велись по договорам с трестами «Ленлес» и «Кареллес». Использовались 3 самолета У-2. В феврале 1936 г. был образован Всесоюзный государственный трест лесной авиации «Лесавиа» (ВГТЛА), который, наряду с др. видами авиационного обслуживания, выполнял работы по охране лесов от пожаров. В составе ВГТЛА были организованы авиаотряды и отдельные лесоавиационные экспедиции. Работы по охране лесов выполняли с использованием собственных самолетов типа У-2 (ПО-2) и лишь незначительное их количество арендовали в авиаотрядах гражданского воздушного флота (ГВФ) и др. ведомств. В 1947 г. указом Президиума Верховного Совета СССР «Лесавиа» был расформирован, его отряды и авиация переданы образованному 27.03.1947 г. Минлесхозу СССР, а в 1949 г. постановлением СМ СССР собственная авиация Минлесхоза СССР с лётными, инженерно-техническими кадрами, административно-управленческим персоналом, самолетно-моторным парком, зданиями и оборудованием была передана в ведение вновь образованного Главного управления гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ). В том же году СМ СССР разрешил Минлесхозу СССР для обеспечения борьбы с лесными пожарами и авиационного обслуживания лесного хозяйства самолетами, находящимися в ведении ГУ ГВФ, организовать базы авиационной охраны лесов, которые функционируют по настоящее время. Авиационная охрана лесов - составная часть общего комплекса мероприятий по охране лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов от пожаров и защите их от вредителей и болезней. Как специализированная служба способна самостоятельно проводить необходимые мероприятия по предупреждению, обнаружению, ограничению распространения, локализации и ликвидации лесных пожаров в районах, недоступных для наземных сил. Методическое и организационно-техническое управление работами по авиационной охране лесов с 1958 г. осуществляет Центральная база авиационной охраны лесов, в настоящее время - Центральная база авиационной охраны лесов. «Авиалесоохрана» федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства России. «Авиалесоохрана» обеспечивает охрану лесов через свои филиалы - региональные авиабазы и их авиазвенья, авиаотделения, авиагруппы и авиаточки, которые выполняют весь комплекс работ на переданной им под охрану площади лесного фонда. Авиабазы выполняют работы по договорам с государственными органами управления лесным хозяйством, др. ведомствами и несут ответственность за надлежащее выполнение принятых договорных обязательств. Территорию лесного фонда разделяют на зоны авиационной и наземной охраны. Отнесение территорий к зоне авиационной охраны лесов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области лесного хозяйства России. Кроме того, территории лесного фонда, отнесенные к зоне авиационной охраны, подразделяют на районы авиационной охраны и наземной охраны. К районам авиационной охраны относятся территории, на которых своевременное обнаружение и ликвидация лесных пожаров не могут быть обеспечены наземными силами и средствами пожаротушения. В районах наземной охраны авиабазы могут обеспечивать обнаружение лесных пожаров, оповещение наземной лесной охраны об их возникновении, распространении и необходимых мерах борьбы. Служба авиационной охраны лесов России ежегодно обеспечивает охрану лесов от пожаров на площади около 720-740 млн. га, в т. ч. 690-710 млн. га в лесах, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства. На обслуживаемой авиацией территории среднегодовое количество лесных пожаров за последнее десятилетие составило около 20 тыс. в год. Для обеспечения охраны лесов используется около 350 воздушных судов, в т. ч. около 70 единиц из отрядов лесной авиации. С применением самолетов и вертолетов обнаруживают в среднем около 50 % возникших лесных пожаров, из которых силами и средствами авиационной охраны лесов тушат около 35 %, остальные - с участием наземных сил и средств пожаротушения.


Наверх
Конфигуратор деревянных домов
Каталог проектов