ЛЕСНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

совокупность отраслей промышленности, ведущих заготовку древесины в лесах, ее обработку и переработку. В странах, где лесным ресурсам придавалось национальное экономическое значение, лесная промышленность возникала по мере развития лесного хозяйства как следствие технического прогресса. В России до 1917 г. лесная промышленность практически не существовала, хотя объем лесозаготовок в 1913 г. составлял 67 млн мЗ. Экономическая ситуация не требовала специализации предприятий и выделения рубки леса в самостоятельный вид деятельности. Сосредоточение лесных ресурсов в одних руках, в результате национализации всех лесов России в 1918 г., создало условия для организации лесной промышленности как отраслевой структуры.

Первой организацией лесной промышленности в России можно считать уездные лесные комитеты, подчиненные губернскому лесному комитету системы Главтопа ВСНХ (1919). В сентябре 1922 г. лесосечный фонд был изъят из ведения ВСНХ и передан Межведомственной лесосечной комиссии при Народном Комиссариате Земледелия (НКЗ), которой поручалось распределять его между лесопользователями.

В декабре 1929 г. было принято «Положение о советских лесных хозяйствах», которое вернуло все права и обязанности, связанные с лесом, в ведение ВСНХ. Именно тогда начинается развитие лесной промышленности России. Была предпринята попытка на базе существовавшей системы лесного хозяйства создать новую отрасль - лесная промышленность с элементами лесного хозяйства. В 1930 г. лесничества преобразуют в леспромхозы. Для руководства лесной промышленности 3 сентября 1930 г. было создано Всесоюзное объединение «Союзлеспром», преобразованное в 1931 г. в Главлеспром ВСНХ СССР.

С января 1932 г. Главлеспром ВСНХ прекратил свою деятельность на территории лесопромышленной зоны и передал лесозаготовительную, деревообрабатывающую, лесохимическую промышленность и лесное хозяйство созданному 10 января 1932 г. Наркомату лесной промышленности СССР. Вводится плата за лес на корню для всех лесозаготовителей, за исключением наркоматов здравоохранения, путей сообщения, а также лесной промышленности. Отменяется льготный и бесплатный отпуск древесины местному населению и для общественных надобностей. Наркомату лесной промышленности СССР предстояло решить сложнейшую задачу технического перевооружения лесной промышленности, рационального размещения ее предприятий, увязанного с мощностью и качеством лесосырьевых баз, а также условиями транспортировки, подготовки инженерно-технических кадров, перестройки центрального и низового управленческого аппарата.

Восстановление страны и ее индустриализация требовали значительных финансовых затрат для закупки оборудования. Наиболее реальным источником был экспорт лесоматериалов, гл. обр., круглого леса и продукции лесопиления. Увеличение объемов экспорта требовало форсированного развития лесной промышленности путем наращивания заготовок самой ценной - хвойной - древесины, пригодной для лесопиления и последующего экспорта, а также для восстановления народного хозяйства, строительства жилых и производственных сооружений. В результате истощения лесов южной и центральной части Европейской России первоочередными для заготовок древесины становились леса Европейского Севера, особенно в районах, примыкающих к портам. Леса вокруг Архангельска лучше всего подходили для этих целей. Но освоению северных лесов мешал недостаток транзитных транспортных путей для размещения дополнительных производственных мощностей лесной промышленности, что привело к увеличению объемов лесозаготовок вдоль железнодорожных магистралей и крупных рек. Из-за резко возросших планов лесозаготовок вдоль путей транспорта допускались перерубы расчетных лесосек. Это привело к организации временно действующих предприятий лесной промышленности с расчетом их деятельности на 20-40 лет. Создававшиеся леспромхозы вырубали конкретные массивы леса за несколько лет, рабочих селили во времянки или использовали вахтовый метод лесозаготовок. После лесоразработок требовалось проведение лесовосстановительных работ, которые некому было осуществлять, т. к. после рубки лесных массивов леспромхоз прекращал свою деятельность и рабочих перемещали в др. точки.

В то время все спорные вопросы между лесной промышленностью и лесным хозяйством чаще всего решались в пользу лесной промышленности. Предприятия лесной промышленности, обладая более мощной техникой, рубили лес, не выполняя даже элементарных требований лесного хозяйства. Часто заявки предприятий лесной промышленности на лесосечный фонд не соответствовали их производственным мощностям, что приводило к массовому оставлению недорубов. В то же время действительно нуждавшиеся в древесине лесозаготовители не получали лесосек. Размер налога, взимаемого с оборота, определяли только фактической стоимостью реализованной лесопродукции, не принимая во внимание снижение технических качеств, а также объема отпущенной, испорченной и брошенной на месте древесины. Наконец, в системе одного и того же центрального органа (Наркомата, а затем Министерства лесной промышленности) одни предприятия получали древесину бесплатно, др. - за плату.

Согласно второму пятилетнему плану, в 1937 г. планировалось вывезти в целом 170 млн м3 деловой древесины и 83,2 млн м3 дров. Основным лесозаготовителем был Наркомат лесной промышленности (соответственно 113 и 48 млн м3). Др. лесозаготовители (Наркомат путей сообщения, Союзлестяжпром и Всекооппромсо-юз), вместе взятые, имели план вывозки 49,5 млн м3, а самозаготовители - 11,7 млн м3. К тому времени лесозаготовки Наркомата лесной промышленности выросли по сравнению с 1932 г. в 1,8 раз, а самозаготовителей - почти в 2 раза. Несмотря на увеличение лесозаготовок Наркомата лесной промышленности за годы второй пятилетки в абсолютных цифрах, план остался невыполненным из-за недостатка рабочих, инженерно-технических кадров и механизмов. В 1936 г. было заготовлено 137,7 млн м3 древесины (83,6 % плана), в 1937 г. -147 млн м3 (70 %).

Индустриализация народного хозяйства СССР требовала быстрого наращивания объемов лесозаготовок на севере европейской части России. Сплошные концентрированные рубки и механизация лесной промышленности были самым простым способом решения проблемы. Поэтому на вторую пятилетку в качестве основного способа рубок были приняты сплошные концентрированные лесосечные рубки, ставшие уникальным явлением развития лесной промышленности и лесного хозяйства. Их принципиальное отличие от остальных способов рубок состоит в том, что сплошные рубки леса на площади более 50 га резко изменяли природную среду, ландшафт, характер лесовоз обнов ле-ния, что приводило к образованию производных лесов, как правило, менее продуктивных. При всем разнообразии организационных форм и лесоводственных требований, первоначально предъявлявшихся к этим рубкам, их широкое применение приводило к уничтожению лесного покрова на громадных территориях, отчего намного резче, чем при др. видах рубок, изменялись все природные процессы, происходившие ранее под влиянием лесных массивов: менялись световой, воздушный, тепловой и гидрологический режимы. Вследствие этого увеличивались годичная, сезонная и суточная амплитуды температур; нарушалась динамика смены напочвенного покрова, менялся весь дальнейший ход лесообразо-вательных процессов в целом.

В последующий период происходило форсированное наращивание сплошных концентрированных рубок при постоянном росте уровня механизации труда на лесосечных работах. Но оснащение отечественной лесной промышленности техническими средствами шло медленно вследствие слабости отечественного лесного машиностроения: к 1940 г. трелевка была механизирована всего на 5,6 %, а валка и погрузка велись практически только вручную. Только в 1938 г. было принято решение полностью перейти на лучковые пилы. Бензиномоторные и электропилы применяли лишь на отдельных предприятиях лесной промышленности, а их широкое практическое использование началось только после войны.

В годы Великой Отечественной войны резкое сокращение ресурсного потенциала, вследствие временной оккупации западных областей страны, при неразвитости лесной промышленности в большинстве районов Сибири и Дальнего Востока обусловило снижение объема лесозаготовок в целом по стране с 246 млн м3 в 1940 г. до 168 млн м3 древесины в 1945 г.

В послевоенный период лесная промышленность стала наращивать темпы лесозаготовок, в основном за счет увеличения объемов рубок на севере европейской части России.

С 1950-х годов началось очаговое истощение лесов европейской части страны, сопровождавшееся значительными перерубами расчетной лесосеки в ряде областей. Позднее перерубы расчетной лесосеки допускались в многолесных районах Сибири. Значительные перерубы были допущены предприятиями Архангельской, Вологодской, Иркутской, Пермской областей, республик Коми и Карелии. Следует отметить, что в многолесной зоне леса в значительной степени были истощены интенсивными промышленными рубками в пределах т. н. потребительских и лесосырьевых баз. Потребительские базы создавали для длительного обеспечения сырьем крупных предприятий лесной промышленности. Лесосырьевые базы закреплялись за лесозаготовителями различных ведомств на длительный период освоения эксплуатационного фонда с целью создания благоприятных условий для работы лесозаготовительной промышленности.

Всего в конце 1980-х годов на территории государственного лесного фонда были закреплены 23 потребительские базы общей площадью 94,9 млн га, в т. ч. в европейской части России - 56,9 млн га.

По данным 1989 г. в лесах второй и третьей групп имелось 2349 лесосырьевых баз общей площадью 258,2 млн га. Из них 1305 (93,4 млн га) были расположены в европейской части, а 1044 (164,8 млн га) -в азиатской.

Эксплуатационные запасы лесосырьевых баз обеспечивали в среднем деятельность лесной промышленности в течение 35-40 лет с периодом эксплуатации лесосырьевых ресурсов по отдельным базам от 5 до 45 лет.

Сырьевые ресурсы потребительских и лесосырьевых баз были ограничены, их эксплуатация велась неравномерно, в ряде случаев с перерубом установленного отпуска древесины в одной базе за счет др. Лесному хозяйству отводилась второстепенная роль, поэтому на территории потребительских и лесосырьевых баз были полностью нарушены главные принципы лесопользования - постоянство и неистощительность.

Истощение лесосырьевой базы лесной промышленности обусловило необходимость перемещения значительного объема лесозаготовительных работ в многолесные районы Сибири и Дальнего Востока. Перебазирование лесной промышленности шло очень медленно и осложняло обеспечение потребностей народного хозяйства в древесине из-за удаленности лесозаготовителей от традиционных потребителей. Увеличивались расходы на транспортировку и доставку древесного сырья.

После разделения лесов на группы в 1943 г. в европейской части строго соблюдался запрет на рубку лесов первой группы. Поэтому там еще сохранялись спелые леса, расположенные в местах, доступных для заготовки древесины. В результате длительных дебатов (с участием ученых) лесная промышленность добилась от правительства разрешения на проведение в лесах первой группы т. н. лесов ос станов ительных рубок, преимущественно постепенных и добровольно-выборочных, которые предусматривали обязательное обеспечение возобновления или восстановления качественных лесов на пройденных рубками площадях. Этот опыт показал, что рубка лесов первой группы немного улучшила обеспечение местных потребностей в древесине, но не смогла решить проблему обеспечения народного хозяйства необходимыми лесоматериалами.

В многолесной зоне России, где лесхозы были объединены с леспромхозами в т. н. комплексные предприятия, лесхозы были, по сути, лесосырьевыми отделами. Фактически их основной задачей был отвод очередных лесосек для рубки в наиболее доступных местах и с высоким выходом деловой древесины. Соответственно, вся техника и все рабочие кадры лесхозов были привлечены для выполнения функций лесной промышленности по заготовке древесины. Однако это не повысило эффективность лесной промышленности и лесопользования. В целом по России к началу 1970-х годов наблюдался низкий уровень освоения предприятиями лесной промышленности расчетной лесосеки в лесах третьей группы (в среднем 47,8 %) из-за крайне низкого ее использования по лиственному хозяйству (всего на 16,3 %). По хвойным породам расчетная лесосека в лесах третьей группы использовалась на 60,5 %, в лесах второй группы - значительно интенсивнее: в целом уровень ее освоения составлял 95 %. Использование расчетной лесосеки в лесах первой группы составляло 59,7 %, в т. ч. по хвойным породам - 55,2 %.

Для улучшения руководства лесной промышленностью лесопотребляющими отраслями промышленности и лесным хозяйством в 1962 г. был организован Государственный комитет Совета Министров СССР по лесной, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей промышленности и лесному хозяйству, который в 1963 г. был передан Госплану СССР. К тому времени тенденции развития лесной промышленности давно уже были негативными, особенно со второй половины 1970-х годов. Стране не хватало древесины, несмотря на мощную лесную промышленность. Проблему пытались решать не экономическими методами, а путем разрешения лесной промышленности превышать годичный норматив пользования по отдельным районам. Разрешенные перерубы разрушали систему лесного хозяйства изнутри. К тому же новые отрасли промышленности -газовая и нефтяная - в связи с устойчивым ростом цен на экспортируемые энергоносители довольно быстро оттеснили лесную промышленность на третье место в валютных поступлениях государства. Это проявилось в снижении: а) удельного веса продукции лесная промышленность в валовом национальном продукте, ее доли в народном хозяйстве; б) основных фондов и капиталовложений; в) занятости в отрасли.

В конце 1980-х годов общая доля главных заготовителей леса - Минлесопрома СССР, Госкомлеса СССР и Министерства внутренних дел СССР - составляла 293,8 млн мЗ (81,6 % всей заготовленной древесины). Т.н. независимые заготовители (самозаготовители) вырубали 66,2 млн м3 древесины в год. В течение 20 лет (1970-1989 гг.) вывозка древесины в целом по России оставалась на стабильно высоком уровне, но с 1990 г. наметилась тенденция к ее снижению.

С распадом СССР Министерство лесной и целлюлозно-бумажной промышленности, бывшее администратором и координатором лесной промышленности, было упразднено. Весь лесопромышленный комплекс, включая предприятия лесная промышленность п., был вовлечен в процесс разгосударствления и приватизации. В итоге сложилась ситуация, когда лесное хозяйство и лесная промышленность были «разведены» в разные секторы экономики: лесное хозяйство осталось в государственном секторе, а предприятия лесной промышленности - в частном.

Для лесной промышленности период перехода к рыночной экономике оказался очень тяжелым и затяжным. Снижение объемов заготовок древесины предприятиями лесной промышленности связано с реформами 1990-х годов, приведшими к разрушению всей технологической цепочки - от лесного хозяйства к лесной промышленности и, далее, к переработке заготовленной древесины.

Только к 1999 г. лесная промышленность стала рентабельной, но уровень рентабельности составил всего 12 %. Несмотря на серьезные негативные последствия первоначального этапа перехода к рыночным отношениям, ситуация в лесной промышленности стабилизируется, хотя к настоящему времени используется менее половины имеющихся мощностей.

Лесная промышленность была всегда среди важных отраслей экономики и определяла развитие социально-экономической составляющей регионов, увеличивая валютные резервы государства за счет экспорта древесины. Без эффективной лесной промышленности невозможно воссоздать эффективное лесное хозяйство. В настоящее время в состав лесной промышленности входит более 20 тыс. предприятий, в т. ч. более 3 тыс. крупных и средних, 95 % которых являются акционерными обществами.

По состоянию на 2004 г. продукция лесной промышленности занимает в структуре экономики России 5-е место по объемам внутреннего валового продукта и 4-е место по объемам экспорта. В 45 субъектах РФ продукция лесной промышленности составляет 10-50 % общего объема промышленной продукции соответствующих регионов.


Наверх
Конфигуратор деревянных домов
Каталог проектов