ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 10 марта 2009 г. по делу N А55-15555/2008


Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2009 года

Постановление в полном объеме изготовлено 10 марта 2009 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Марчик Н.Ю.,

судей Апаркина В.Н., Рогалевой Е.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Суворовым Д.В.,

с участием:

от заявителя - Кизельбашева А.А., доверенность от 22.12.2008 г. N 505,

от ответчика - Рябинин Н.С., доверенность от 16.02.2009 г. N 06-09/474,

от третьих лиц:

- Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области - Бисярина Н.И., доверенность от 09.01.2008 г. N Д-49/516,

- Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области - Зарифов И.Р., доверенность от 11.01.2009 г. N 12-03,

- Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области - Овсепян Г.В., доверенность от 11.11.2008 г. N 653,

- Главы городского округа Самара - Ермолаева О.А., доверенность от 20.02.2009 г. N 01/04-227,

рассмотрев в открытом судебном заседании 04 марта 2009 г., в зале N 7, дело по заявлению

Министерства имущественных отношений Самарской области

к Департаменту лесного хозяйства Самарской области

третьи лица:

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области,

Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области,

Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области,

Глава городского округа Самара

о признании незаконными действий и об обязании совершить определенные действия,


установил:


Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Департаменту лесного хозяйства Самарской области (далее - ответчик) о признании незаконными действий, выразившихся в изготовлении планов лесных участков от 18.07.2008 г. N N 06-09/1745, 06-09/1746, 06-09/1747, 06-09/1748, 06-09/1749, 06-09/1750; от 21.07.2008 г. N N 06-09/1782, 06-09/1783, 06-09/1784, 06-09/1785, 06-09/1786, 06-09/1787, 06-09/1788, 06-09/1789, 06-09/1790, 06-09/1791, 06-09/1792, 06-09/1793, 06-09/1794, 06-09/1795;

об обязании ответчика устранить допущенные нарушения путем исключения из государственного лесного реестра записей N N 2-2008-07, 3-2008-07, 4-2008-07, 5-2008-07, 6-2008-07, 7-2008-07, 8-2008-07, 9-2008-07, 10-2008-07, 11-2008-07, 12-2008-07, 13-2008-07, 14-2008-07, 15-2008-07, 16-2008-07, 17-2008-07, 18-2008-07, 19-2008-07, 20-2008-07, 21-2008-07;

об установлении, что вынесенное по настоящему делу решение суда является основанием для погашения записей Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 07.08.2008 г. N N 63-63-01/165/2008-066, 63-63-01/165/2008-077, 63-63-01/165/2008-080, 63-63-01/165/2008-085, 63-63-01/165/2008-090, 63-63-01/165/2008-100; от 09.08.2008 г. N N 63-63-01/165/2008-052, 63-63-01/165/2008-079, 63-63-01/165/2008-083; от 15.08.2008 г. N N 63-63-01/165/2008-061, 63-63-01/165/2008-063, 63-63-01/165/2008-068, 63-63-01/165/2008-072, 63-63-01/165/2008-091, 63-63-01/165/2008-094, 63-63-01/165/2008-096, 63-63-01/165/2008-102, 63-63-01/165/2008-104, 63-63-01/165/2008-107, 63-63-01/165/2008-108 о праве собственности Российской Федерации на лесные участки, расположенные по следующим адресам:

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, кварталы 8, 17, 26, 35, 55, 72, 73 (площадью 775,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, кварталы 74, 80-82, 89-91, 93-95 (площадью 1176,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 1-4, 7, 8, 11, 12 (площадью 809,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 74, 75 (площадью 283,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 15, 16 (площадью 218,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 47, 48 (площадью 117,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 76-81 (площадью 524,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, квартал 2 (выделы 2-4) (площадью 38,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, кварталы 1, 9, 18 (площадью 350,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 82-88 (площадью 700,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, квартал 4 (площадью 137,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, квартал 66 (выделы 20, 21, 25) (площадью 11,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, кварталы 36 (выделы 5,10), 53, 54 (выделы 2, 19-21, 26, 27), 56, 65 (площадью 183,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 42, 43 (площадью 340,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, кварталы 83, 96 (площадью 192,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 29-36, 37 (выделы 1-13, 16-21, 23-38, 42-45) (площадью 328,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 50-58 (площадью 388,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 5, 6, 9, 10, 13, 14, 17 (площадью 562,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 41, 44, 45 (площадью 349,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 18, 28, 38, 39, 40 (площадью 638,00 га).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 16 декабря 2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что действия Департамента лесного хозяйства по Самарской области полностью соответствуют положениям действующего законодательства.

Решение суда мотивировано следующими обстоятельствами: план лесного участка является производным документом, подтверждающим лишь факт проведения государственного учета лесного участка и включения его в государственный лесной реестр; данный план не является правоустанавливающим документом, определяющим вид собственности лесного участка и его правообладателя; нахождение спорных лесных участков в границах городского округа Самара не определяет их принадлежность к землям населенных пунктов; действующего лесное законодательство (ст. ст. 7, 23, 8 Лесного кодекса РФ) не исключает возможность нахождения в границах населенных пунктов лесных участков, являющихся федеральной собственностью.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03 марта 2009 года решение суда первой инстанции от 16 декабря 2009 года отменено по п. 4 ч. 4 ст. 270 АПК РФ как принятое судом о правах и обязанностях Главы городского округа Самара, не привлеченного к участию в деле.

Судом апелляционной инстанции удовлетворено ходатайство Главы городского округа Самара о привлечении его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя.

Дело назначено к рассмотрению по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в соответствии с ч. 5 ст. 270 АПК РФ.

При новом рассмотрении дела в соответствии со ст. 49 АПК РФ Министерство имущественных отношений Самарской области уточнило предмет заявленных требований и просит признать незаконными действия Департамента лесного хозяйства Самарской области, выразившиеся в изготовлении планов лесных участков от 18.07.2008 г. N N 06-09/1745, 06-09/1746, 06-09/1747, 06-09/1748, 06-09/1749, 06-09/1750; от 21.07.2008 г. N N 06-09/1782, 06-09/1783, 06-09/1784, 06-09/1785, 06-09/1786, 06-09/1787, 06-09/1788, 06-09/1789, 06-09/1790, 06-09/1791, 06-09/1792, 06-09/1793, 06-09/1794, 06-09/1795; и в соответствии с ч. 5 ст. 201 АПК РФ

обязать ответчика устранить допущенные нарушения путем исключения из государственного лесного реестра записей N N 2-2008-07, 3-2008-07, 4-2008-07, 5-2008-07, 6-2008-07, 7-2008-07, 8-2008-07, 9-2008-07, 10-2008-07, 11-2008-07, 12-2008-07, 13-2008-07, 14-2008-07, 15-2008-07, 16-2008-07, 17-2008-07, 18-2008-07, 19-2008-07, 20-2008-07, 21-2008-07;

прекратить разделы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, открытые на лесные участки (от 07.08.2008 г. N N 63-63-01/165/2008-066, 63-63-01/165/2008-077, 63-63-01/165/2008-080, 63-63-01/165/2008-085, 63-63-01/165/2008-090, 63-63-01/165/2008-100; от 09.08.2008 г. N N 63-63-01/165/2008-052, 63-63-01/165/2008-079, 63-63-01/165/2008-083; от 15.08.2008 г. N N 63-63-01/165/2008-061, 63-63-01/165/2008-063, 63-63-01/165/2008-068, 63-63-01/165/2008-072, 63-63-01/165/2008-091, 63-63-01/165/2008-094, 63-63-01/165/2008-096, 63-63-01/165/2008-102, 63-63-01/165/2008-104, 63-63-01/165/2008-107, 63-63-01/165/2008-108), расположенные по следующим адресам:

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, кварталы 8, 17, 26, 35, 55, 72, 73 (площадью 775,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, кварталы 74, 80-82, 89-91, 93-95 (площадью 1176,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 1-4, 7, 8, 11, 12 (площадью 809,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 74, 75 (площадью 283,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 15, 16 (площадью 218,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 47, 48 (площадью 117,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 76-81 (площадью 524,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, квартал 2 (выделы 2-4) (площадью 38,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, кварталы 1, 9, 18 (площадью 350,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 82-88 (площадью 700,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, квартал 4 (площадью 137,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, квартал 66 (выделы 20, 21, 25) (площадью 11,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, кварталы 36 (выделы 5,10), 53, 54 (выделы 2, 19-21, 26, 27), 56, 65 (площадью 183,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 42, 43 (площадью 340,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, кварталы 83, 96 (площадью 192,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 29-36, 37 (выделы 1-13, 16-21, 23-38, 42-45) (площадью 328,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 50-58 (площадью 388,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 5, 6, 9, 10, 13, 14, 17 (площадью 562,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 41, 44, 45 (площадью 349,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 18, 28, 38, 39, 40 (площадью 638,00 га).

Протокольным определением от 04.03.2009 г. апелляционный суд принял уточненные требования.

В ходе судебного заседания представитель Министерства имущественных отношений поддержал уточненные требования по основаниям, изложенным в заявлении, и просил их удовлетворить. Считает, что действия Департамента лесного хозяйства по Самарской области по изготовлению планов лесных участков от 18.07.2008 г. и от 21.07.2008 г. не соответствуют действующему законодательству и нарушают права заявителя в области экономической деятельности.

Представитель Департамента лесного хозяйства по Самарской области просил в удовлетворении заявления отказать. Указывает, что основанием для изготовления планов спорных лесных участков послужили материалы лесоустройства 1995 года, согласно которым спорные лесные участки относятся к категории земель "земли лесного фонда". Документами, подтверждающими отнесение лесных участков к категории земель "земли населенных пунктов", Департамент не располагает.

Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области просил заявление удовлетворить.

Представитель Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области поддержал позицию заявителя, полагая, что оспариваемые действия Департамента лесного хозяйства Самарской области не соответствуют действующему законодательству и подлежат признанию незаконными. Указал, что в случае признания судом незаконными действий ответчика по изготовлению планов лесных участков, разделы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, открытые на спорные лесные участки, подлежат прекращению.

Представитель Главы городского округа Самары, считая требования заявителя законными и обоснованными, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области оставил разрешение спора на усмотрение суда.

Из материалов дела следует, что Департаментом лесного хозяйства Самарской области проведен государственный учет спорных лесных участков в составе земель лесного фонда.

По результатам государственного учета ответчиком 18.07.2008 г. изготовлены планы лесных участков N N 06-09/1745, 06-09/1746, 06-09/1747, 06-09/1748, 06-09/1749, 06-09/1750; от 21.07.2008 г. N N 06-09/1782, 06-09/1783, 06-09/1784, 06-09/1785, 06-09/1786, 06-09/1787, 06-09/1788, 06-09/1789, 06-09/1790, 06-09/1791, 06-09/1792, 06-09/1793, 06-09/1794, 06-09/1795 и внесены соответствующие записи в государственный лесной реестр (т. 1 л.д. 15 - 54).

Управлением Федеральной регистрационной службы по Самарской области 07.08.2008 г., 15.08.2008 г. и 18.08.2008 г. на вышеуказанные лесные участки, с указанием их назначения: земли лесного фонда, на основании ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1 л.д. 55 - 74).

Считая действия Департамента лесного хозяйства Самарской области не соответствующими действующему законодательству и нарушающими права Министерства имущественных отношений по Самарской области в сфере экономической деятельности, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, апелляционный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 72 указанного кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Таким образом, Лесной кодекс РФ предусматривает возможность расположения лесных участков на землях иных категорий, кроме земель лесного фонда.

В силу п. 3 ст. 6 Лесного кодекса РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Иные, помимо названных в п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ, категории земель законодательством не могут быть предусмотрены, за исключением случая внесения соответствующих изменений в указанную статью. При этом каждый конкретный земельный участок может быть отнесен только к одной определенной категории земель.

Согласно п. 2 ст. 83 Земельного кодекса РФ границы городских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

В соответствии с п. 1 ст. 84 Земельного кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что расположение лесных участков на землях населенных пунктов исключает их отнесение к лесным участкам в составе земель лесного фонда.

Судом апелляционной инстанции установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что спорные лесные участки, входящие в состав Самарского лесничества, расположены в границах муниципального образования "Городской округ Самара" (городские леса), то есть на землях иных категорий, что позволяет в соответствии со ст. 83 Земельного кодекса РФ отнести их к землям населенных пунктов.

Городские леса в соответствии со ст. 23, 102 Лесного кодекса РФ, п. 11 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, п. 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ выполняют функцию защитных лесов, используются и предназначаются для отдыха граждан, туризма, занятий физической культурой и спортом.

В силу ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Спорные земельные участки входят в состав земель населенного пункта "Город Самара" и разграничение прав собственности на них не произведено.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.

Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии со ст. 5.1 Закона Самарской области "О земле" и постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению указанными участками возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.

Статьей 91 Лесного кодекса РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках своих полномочий ведут государственный лесной реестр, который представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В государственном реестре содержится документированная информация, в том числе, как о составе земель лесного фонда, так и составе земель иных категорий, на которых расположены леса.

Согласно ст. 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Статья 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действии Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) регламентирует особенности процедуры предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета до 1 января 2010 года.

При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет (ч. 2).

Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (ч. 3).

Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 5).

Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 28.11.2007 г. N 310 утвержден Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда (далее - Порядок).

В соответствии с данным Порядком государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда проводится органами государственной власти, осуществляющими ведение государственного лесного реестра, в пределах их полномочий, определенных ст. ст. 81 - 83 Лесного кодекса РФ (п. 2)

Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда поводится в случаях:

предоставления гражданам и юридическим лицам лесных участков в пределах земель лесного фонда;

переоформления договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда при приведении таких договоров в соответствие с Лесным кодексом РФ (п. 4).

Государственный учет проводится по инициативе органов государственной власти, уполномоченных на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.

При проведении договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом РФ государственный учет может проводиться по заявлению лиц, использующих соответствующие лесные участки (п. 5).

Сведения о местоположении, границах, площади и об иных количественных качественных характеристиках лесного участка в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка по образцу, прилагаемому к настоящему Порядку, который заверяется органами государственной власти, указанными в пункте 2 настоящего Порядка (п. 11).

По результатам государственного учета лицам, указанным в пункте 5 настоящего Порядка, выдается план лесного участка в соответствии с образцом, прилагаемым к настоящему Порядку (п. 12).

Согласно ст. 4.4 Вводного закона в случае, если до 1 января 2010 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Таким образом, из содержания ст. 92 Лесного кодекса РФ и ст. ст. 4.1, 4.4 Вводного закона следует, что государственному учету, результатом которого является внесение в государственный лесной реестр сведений, воспроизведенных в планах лесных участков, подлежат исключительно лесные участки в составе земель лесного фонда.

Апелляционным судом установлено, что в нарушение вышеуказанных норм Департаментом лесного хозяйства Самарской области проведен государственный учет лесных участков, находящихся в границах городского округа Самара, то есть относящихся к землям населенных пунктов, в результате чего изготовлены планы лесных участков в составе земель лесного фонда.

Однако в силу вышеуказанных норм Лесного, Земельного кодексов РФ спорные лесные участки, как расположенные на землях иных категорий, не входят в состав земель лесного фонда.

Указанные нарушения повлекли государственную регистрацию права Российской Федерации на данные лесные участки с указанием назначения "земли лесного фонда" на основании ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ.

Доводы Департамента лесного хозяйства Самарской области о том, что основанием для изготовления планов лесных участков, находящих в границах городского округа Самара, послужили материалы лесоустройства 1995 года, согласно которым указанные участки относятся к категории земель "земли лесного фонда", подлежат отклонению как несостоятельные.

Указанные материалы разрабатывались в период действия Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 года в соответствии и с Инструкцией по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15.12.1994 г. N 265.

Действующее на тот период законодательство устанавливало, что все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации.

Лесной кодекс РФ 1997 года установил разграничения лесов на лесной фонд и городские леса, не входящие в лесной фонд.

Во исполнение Лесного кодекса 1997 года Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15.07.1997 г. N 94 установлен порядок проведения лесоустройства (парко- и лесоустройства) и о перечне лесоустроительной документации по лесам, не входящим в лесной фонд.

Статьей 6 Лесного кодекса РФ 2006 года также установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Постановлением Правительства РФ от 18.06.2007 г. N 377 утверждены Правила проведения лесоустройства.

Настоящие Правила устанавливают порядок проведения лесоустройства на землях лесного фонда и землях поселений, на которых расположены городские леса, а также на землях обороны и безопасности и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.

Согласно п. 10 Правил проведения лесоустройства материалы лесоустройства являются основанием для разработки лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов и внесения в них изменений, а также для ведения государственного лесного реестра и осуществления государственной инвентаризации лесов.

Следовательно, материалы лесоустройства 1995 года подлежали корректировке с учетом норм действующего законодательства и не могли быть положены в основу изготовления планов указанных лесных участков в составе лесного фонда, на основании которых в последующем проведена государственная регистрация права на такие участки за Российской Федерацией.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что действия Департамента лесного хозяйства Самарской области по изготовлению планов лесных участков N N 06-09/1745, 06-09/1746, 06-09/1747, 06-09/1748, 06-09/1749, 06-09/1750; от 21.07.2008 г. N N 06-09/1782, 06-09/1783, 06-09/1784, 06-09/1785, 06-09/1786, 06-09/1787, 06-09/1788, 06-09/1789, 06-09/1790, 06-09/1791, 06-09/1792, 06-09/1793, 06-09/1794, 06-09/1795 являются незаконными, поскольку не соответствуют положениям Лесного кодекса 2006 года и нарушают права и законные интересы Министерства имущественных отношений Самарской области в области экономической деятельности по распоряжению ими.

Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В силу п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ при признании оспариваемых действий (бездействия) незаконными в резолютивной части принятого решения должно содержаться указание на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае устранение допущенных нарушение прав и законных интересов заявителя подлежит путем исключения из государственного лесного реестра записей N N 2-2008-07, 3-2008-07, 4-2008-07, 5-2008-07, 6-2008-07, 7-2008-07, 8-2008-07, 9-2008-07, 10-2008-07, 11-2008-07, 12-2008-07, 13-2008-07, 14-2008-07, 15-2008-07, 16-2008-07, 17-2008-07, 18-2008-07, 19-2008-07, 20-2008-07, 21-2008-07 и прекращения разделов в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, открытые на вышеуказанные лесные участки.

С учетом изложенного заявление Министерства имущественных отношений по Самарской области подлежит удовлетворению полностью.

В силу ст. 110 АПК РФ следует возвратить Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176 - 177, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд


постановил:


заявление Министерства имущественных отношений Самарской области удовлетворить полностью.

Признать незаконными действия Департамента лесного хозяйства Самарской области, выразившиеся в изготовлении планов лесных участков от 18.07.2008 г. N N 06-09/1745, 06-09/1746, 06-09/1747, 06-09/1748, 06-09/1749, 06-09/1750; от 21.07.2008 г. N N 06-09/1782, 06-09/1783, 06-09/1784, 06-09/1785, 06-09/1786, 06-09/1787, 06-09/1788, 06-09/1789, 06-09/1790, 06-09/1791, 06-09/1792, 06-09/1793, 06-09/1794, 06-09/1795, как не соответствующие положениям Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года.

Обязать Департамент лесного хозяйства Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения в месячный срок из государственного лесного реестра записей N N 2-2008-07, 3-2008-07, 4-2008-07, 5-2008-07, 6-2008-07, 7-2008-07, 8-2008-07, 9-2008-07, 10-2008-07, 11-2008-07, 12-2008-07, 13-2008-07, 14-2008-07, 15-2008-07, 16-2008-07, 17-2008-07, 18-2008-07, 19-2008-07, 20-2008-07, 21-2008-07.

Прекратить разделы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, открытые на лесные участки (от 07.08.2008 г. N N 63-63-01/165/2008-066, 63-63-01/165/2008-077, 63-63-01/165/2008-080, 63-63-01/165/2008-085, 63-63-01/165/2008-090, 63-63-01/165/2008-100; от 09.08.2008 г. N N 63-63-01/165/2008-052, 63-63-01/165/2008-079, 63-63-01/165/2008-083; от 15.08.2008 г. N N 63-63-01/165/2008-061, 63-63-01/165/2008-063, 63-63-01/165/2008-068, 63-63-01/165/2008-072, 63-63-01/165/2008-091, 63-63-01/165/2008-094, 63-63-01/165/2008-096, 63-63-01/165/2008-102, 63-63-01/165/2008-104, 63-63-01/165/2008-107, 63-63-01/165/2008-108), расположенные по следующим адресам:

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, кварталы 8, 17, 26, 35, 55, 72, 73 (площадью 775,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, кварталы 74, 80-82, 89-91, 93-95 (площадью 1176,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 1-4, 7, 8, 11, 12 (площадью 809,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 74, 75 (площадью 283,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 15, 16 (площадью 218,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 47, 48 (площадью 117,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 76-81 (площадью 524,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, квартал 2 (выделы 2-4) (площадью 38,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, кварталы 1, 9, 18 (площадью 350,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 82-88 (площадью 700,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, квартал 4 (площадью 137,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, квартал 66 (выделы 20, 21, 25) (площадью 11,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, кварталы 36 (выделы 5,10), 53, 54 (выделы 2, 19-21, 26, 27), 56, 65 (площадью 183,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 42, 43 (площадью 340,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, кварталы 83, 96 (площадью 192,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 29-36, 37 (выделы 1-13, 16-21, 23-38, 42-45) (площадью 328,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 50-58 (площадью 388,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 5, 6, 9, 10, 13, 14, 17 (площадью 562,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 41, 44, 45 (площадью 349,00 га);

- Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 18, 28, 38, 39, 40 (площадью 638,00 га).

Возвратить Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 000 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.


Председательствующий

Н.Ю.МАРЧИК


Судьи

В.Н.АПАРКИН

Е.М.РОГАЛЕВА

Ознакомьтесь стабильная стоимость домов из клееного бруса: стоимость дома из клееного бруса

Скачать:

Скачать: Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 по делу N А55-15555/2008 Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области
Скачать: Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 по делу N А55-15555/2008 Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области
Рекомендуем стоимость домов из клееного бруса: стоимость дома из клееного бруса
Наверх
Конфигуратор деревянных домов
Каталог проектов