ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N НФ-4862
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЖИЛИЩНОЙ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ N БЕ-19-41/30
ПИСЬМО от 11 ноября 1997 года


В целях выполнения Указа Президента Российской Федерации от 28.04.97 N 425 "О реформировании жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации" и Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.97 "О программе демонополизации и развития конкуренции на рынках жилищно - коммунальных услуг на 1998 - 1999 годы" ГАК России и Госстрой России предлагают территориальным антимонопольным управлениям и государственным жилищным инспекциям субъектов Российской Федерации в 1998 - 1999 гг. сосредоточить свои усилия на следующих приоритетных направлениях деятельности:

- активное участие в реализации региональных программ реформирования жилищно - коммунального хозяйства и в первую очередь разделов, связанных с демонополизацией и развитием конкуренции на рынках услуг жилищно - коммунального хозяйства;

- формирование конкурентных отношений в сфере обслуживания муниципального и государственного жилищного фонда и предоставления коммунальных услуг;

- проведение конкурсных отборов службы заказчика (управляющей организации), а также подрядчиков для обслуживания жилого фонда, ремонтов и выполнения других видов услуг;

- формирование системы договорных отношений между собственником, заказчиком, подрядчиком и гражданами, проживающими в жилых помещениях;

- контроль за процессами развития конкурентных отношений в сфере деятельности субъектов жилищно - коммунального хозяйства, не входящих в структуру естественных локальных монополий (текущие и капитальные ремонты жилого фонда, обслуживание и ремонты лифтового хозяйства, сбор и вывоз бытовых отходов, озеленение и благоустройство территории, прокладка и ремонт подземных коммуникаций, функции служб заказчика, снабженческие работы и т.д.);

- усиление контроля за соблюдением законных прав потребителей жилищно - коммунальных услуг;

- организация систематического информирования населения через средства массовой информации о целях, задачах и опыте реформирования жилищно - коммунального хозяйства.

На основании Соглашения между Государственным антимонопольным комитетом Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по жилищной и строительной политике о сотрудничестве в области развития конкурентных отношений в сфере жилищно - коммунального хозяйства (текст Соглашения прилагается) территориальным управлениям ГАК России и государственным жилищным инспекциям субъектов Российской Федерации следует выработать совместные планы мероприятий и инициировать создание межведомственных жилищных комиссий при администрациях субъектов Российской Федерации.

Считаем необходимым территориальным управлениям ГАК России и государственным жилищным инспекциям субъектов Российской Федерации организовать систематическое изучение и анализ процессов демонополизации и развития конкуренции на товарных рынках жилищно - коммунального хозяйства. Примерный перечень вопросов для изучения процессов развития конкуренции прилагается.

О результатах проведения работ предлагаем не реже одного раза в полугодие информировать ГАК России и Госстрой России. Первую информацию просим представить к 01.03.98.


Председатель ГАК России

Н.Е.ФОНАРЕВА


Председатель Госстроя России

Е.В.БАСИН







СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВЕННЫМ АНТИМОНОПОЛЬНЫМ КОМИТЕТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННЫМ КОМИТЕТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЖИЛИЩНОЙ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА


Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации (ГАК России) и Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике (Госстрой России), именуемые в дальнейшем Сторонами, в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 29.03.96 N 432 "О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов" согласились о нижеследующем:

1. Сотрудничество между Сторонами осуществляется по следующим основным направлениям:

контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства при предоставлении населению коммунальных услуг;

определение направлений формирования конкурентной среды на рынке жилищно - коммунальных услуг;

проведение обследования системы жилищно - коммунального хозяйства в регионах с целью изучения процесса развития конкуренции на рынке услуг по эксплуатации и ремонту жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры, коммунального обслуживания потребителей и подготовки предложений по демонополизации и повышению эффективности деятельности жилищно - коммунального хозяйства.

2. Для выполнения настоящего Соглашения Стороны назначают уполномоченных лиц.

3. Сотрудничество в соответствии с настоящим Соглашением осуществляется в формах:

проведение совместных обследований рынков жилищно - коммунальных услуг и обработка материалов;

обмен имеющейся информацией по вопросам конкурентной политики в рассматриваемой сфере ЖКХ;

проведение совместных совещаний по разработке решений в области развития конкуренции на рынках жилищно - коммунальных услуг и подготовки соответствующих документов в Правительство Российской Федерации;

разработка планов и программ реализации мер по вопросам развития конкуренции в сфере ЖКХ.

4. Стороны проводят работы в рамках Плана мероприятий по реализации Соглашения между ГАК России и Госстроем России о сотрудничестве в области развития конкурентных отношений в сфере жилищно - коммунальных услуг (Приложение).

5. Соглашение заключено на два года. Соглашение может быть расторгнуто, продлено или в его текст могут быть внесены изменения по согласованию Сторон.

Соглашение вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами.


За ГАК России

Первый заместитель Председателя

В.Е.ЦАПЕЛИК

1 августа 1997 г. N ВЦ/3282


За Госстрой России

Председатель

Е.В.БАСИН

8 августа 1997 г. N БЕ-19-37/28







Приложение

к письму ГАК России

N НФ-4862

и Госстроя России

N БЕ-19-41/30

от 11 ноября 1997 года


ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКАХ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ


При проведении данной работы следует учитывать особенности проведения реформы жилищно - коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) в:

- городах различного ранга населенности: малых, средних, крупных и особо крупных городах - "миллионерах", а также в городах на базе градообразующих предприятий и пр.;

- сельской местности, поселках городского типа и в закрытых административных образованиях.

Кроме того, необходимо учитывать национально - исторические, экономические, географические и климатические особенности поселений и регионов, устройство ЖКХ и структуру застройки (индивидуальная, коллективная).

Обследование проводится территориальными управлениями ГАК России и государственными жилищными инспекциями субъектов Российской Федерации совместно с администрациями субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.


Общие положения


Объекты обследования - взаимоотношения между хозяйствующими субъектами сферы ЖКХ и их последствия.

Цель обследования - определение путей формирования конкурентных отношений в ЖКХ.

Задачи обследования:

- проработка вопросов демонополизации и развития конкуренции в ЖКХ на уровне субъектов Российской Федерации в свете федеральной программы демонополизации ЖКХ;

- контроль состояния системы договорных отношений в сферах управления и обслуживания жилищного фонда;

- оценка ситуации по разделению функций заказчика и подрядчика, проведению конкурсов при отборе организаций для выполнения работ по обслуживанию и ремонту (текущему и капитальному) жилищного фонда, благоустройству территорий, вывозу бытовых отходов, прокладке и ремонту коммуникаций и др.;

- оказание помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по определению сферы локальных естественных монополистов в ЖКХ;

- оценка порядка ценообразования в ЖКХ и факторов снижения цен (тарифов);

- оценка активности населения в реформировании ЖКХ (через территориальное самоуправление, формирование товариществ собственников жилья).

Результаты изучения - информация с выводами и предложениями по демонополизации и развитию конкуренции на рынке ЖКУ (представляется в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ГАК России и Госстроя России).


Примерный перечень вопросов


1. Функциональная структура ЖКХ изучаемого населенного пункта.

2. Участвуют ли территориальные органы ГАК России и государственные жилищные инспекции субъектов Российской Федерации в реформировании ЖКХ, в чем проявляется это участие (в проведении конкурсов, участии в аудите, нормотворчестве, просветительстве и т.д.)?

3. Участвовали ли территориальные органы ГАК России и государственные жилищные инспекции субъектов Российской Федерации в разработке региональных программ реформирования ЖКХ, в том числе по вопросам демонополизации и созданию конкурентной среды в отраслях ЖКХ?

4. Имеется ли в регионе комиссия по реформе ЖКХ (кто входит в состав, каковы ее задачи и функции)? Содержание и опыт работы комиссии.

5. Опыт формирования товарищества собственников жилья. Роль органов ТОС (территориального общественного самоуправления) в реформировании ЖКХ.

6. Развивается ли конкуренция в сфере управления жилищным фондом:

- проводят ли местные администрации конкурсный отбор управляющих компаний (служб заказчика), организаций - подрядчиков.

7. Существуют ли договорные отношения между организациями, выполняющими функции заказчика, и подрядчиками - хозяйствующими субъектами различных форм собственности, выполняющими работы по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, придомовой территории? Кто при этом выполняет функции заказчика (укажите организации) и кто его финансирует? Приведите конкретные примеры.

8. Как оформляются договорные отношения в сфере найма жилья между собственником жилья (или уполномоченным им лицом) - наймодателем и нанимателем жилого помещения?

9. Организована ли информация для потребителей жилищно - коммунальных услуг (далее - ЖКУ) управляющими организациями о структуре тарифов на ЖКУ, о стандартах на ЖКУ и др.?

10. Какие факторы влияют на снижение качества коммунальных услуг (по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, снабжению горячей водой, электроснабжению, газоснабжению, вывозу бытовых отходов, текущему ремонту зданий, лифтовому хозяйству) и пути их устранения по каждой отрасли?

11. На примере отдельных предприятий в различных отраслях ЖКХ проанализировать структуру тарифов на оказание коммунальных услуг населению, дать оценку их обоснованности и указать (постатейно) резервы снижения затрат и, соответственно, тарифов.

12. Кто осуществляет регулирование цен (тарифов) на продукцию (услуги) учреждений и организаций жилищно - коммунального хозяйства?

Обеспечивается ли независимость органов регулирования от хозяйствующих субъектов?

Являются ли процедуры регулирования тарифов открытыми, а информация доступной для потребителей, СМИ и общественности?

13. Внедряются ли энерго- и ресурсосберегающие мероприятия (в т.ч. установка приборов учета)?

Имеются ли (в городе, районе, субъекте Российской Федерации) экономические механизмы стимулирования энерго- и ресурсосбережения?


Заключительные положения (выводы)


1. Какие виды услуг ЖКХ должны быть отнесены к естественным монополиям и почему?

2. Какие виды услуг ЖКХ должны быть переведены в конкурентную среду?

3. По услугам, не относящимся к естественным монополиям:

- перечень услуг, по которым может осуществляться конкурентный отбор;

- перечень услуг, по которым может развиваться свободная конкуренция в случае выделения структуры, осуществляющей эти услуги, в качестве самостоятельного юридического лица.

4. Какие виды деятельности должны остаться в ведении муниципальных служб, а что должно перейти к хозяйствующим субъектам (на коммерческую основу)?

5. Имеющиеся проблемы и нерешенные вопросы, препятствующие ходу реформ (организационные, правовые, в том числе отсутствие или недостатки действующих нормативных актов, финансовые и др.), и пути их решения.


Перечень вопросов, на которые необходимо получить ответы, может быть расширен. При наличии в регионе положительного опыта проведения работы по демонополизации и развитию конкурентных отношений в сфере ЖКХ информацию необходимо направлять в ГАК России и Госстрой России.


Справочно


В настоящее время в федеральных органах исполнительной власти проводятся следующие работы по совершенствованию методической и нормативно - правовой базы антимонопольного регулирования в сфере жилищно - коммунального хозяйства:

1. ГАК России и Госстрой России разрабатывают общие положения законодательства о регулировании деятельности естественных монополий на локальных товарных рынках, на основании которых целесообразна разработка законов субъектов Российской Федерации по регулированию деятельности естественных монополий жилищно - коммунального хозяйства.

2. Минэкономики России, Минтопэнерго России, ФЭК России, ГАК России и Госстрой России готовят предложения по упорядочению ценовой и тарифной политики в отношении естественных монополий на оптовом рынке тепловой и электрической энергии и локальных товарных рынках, влияющей на формирование тарифов на жилищно - коммунальные услуги.






Скачать:
Письмо ГАК РФ N НФ/4862, Госстроя РФ N БЕ-19-41/30 от 11.11.1997 "О приоритетных направлениях деятельности"
Письмо ГАК РФ N НФ/4862, Госстроя РФ N БЕ-19-41/30 от 11.11.1997 "О приоритетных направлениях деятельности"
Наверх
Конфигуратор деревянных домов
Каталог проектов