МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 декабря 1995 г. N 2
О МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ


Межведомственный совет по вопросам строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства отмечает, что в условиях сложной ситуации переходного периода экономики России к рыночным отношениям, благодаря принятым министерством совместно с субъектами Российской Федерации мерам, удалось сохранить производственный потенциал строительного комплекса. Целенаправленно реализуется Государственная федеральная программа "Жилище". Разработаны и выполняются подпрограммы развития производственной базы строительства, энерго- и ресурсосбережения. Выполнена большая работа по подготовке и реализации новой системы правовых, организационных и хозяйственных документов, направленных на развитие строительной отрасли и создание конкурентной среды. Сформирована адекватная рыночной экономике структура норм и стандартов по строительству, разработаны необходимые методические и нормативные документы по вопросам ценообразования и ресурсосбережения в строительстве, подготовлены проекты Жилищного кодекса, Градостроительного кодекса, ряда указов Президента Российской Федерации по развитию жилищной реформы и проект Основных направлений нового этапа Государственной целевой программы "Жилище", разрабатывается Строительный кодекс. По инициативе министерства принято только в 1994 году более 50 нормативных и законодательных документов, направленных на стимулирование инвестиционной активности, привлечение в жилищное строительство внебюджетных источников финансирования, в том числе средств населения, банковских кредитов, расширение выпуска жилищных сертификатов, облигаций и векселей, осуществление ипотечного кредитования, привлечение иностранных инвестиций, ускорение достройки не завершенных строительством жилых домов.

В результате этого наметились некоторые позитивные тенденции в инвестиционно-строительной сфере. Замедлились темпы падения инвестиций и объемов подрядных работ. Положительные сдвиги определились в жилищном строительстве. В этом году построено 350 тысяч новых благоустроенных квартир общей площадью 23 млн. кв. метров, что на 10 процентов превышает уровень января - ноября прошлого года, а индивидуального жилья введено в 1,5 раза больше. В производственном строительстве за этот период вступили в строй действующих более 400 крупных объектов и мощностей. Большой объем строительно-восстановительных работ выполнен в Чеченской Республике. Увеличились объемы производства продукции предприятий промышленности строительных материалов и строительной индустрии. Введен в действие ряд объектов и мощностей по производству прогрессивных строительных материалов и изделий, осуществляется перевод предприятий крупнопанельного домостроения на выпуск домов новых серий, а также перепрофилирование их на выпуск домов со смешанными конструктивными системами, с рациональным применением изделий полносборного домостроения и эффективных мелкоштучных материалов из местного сырья и отходов промышленного производства.

Вместе с тем, в условиях продолжающегося падения инвестиционной активности, нестабильного финансирования и неплатежей за последние годы ухудшились конечные результаты деятельности строительного комплекса и усилились тенденции снижения эффективности капитального строительства. Так, ввод основных фондов на один рубль капитальных вложений составлял в 1990 г. 84 копейки, а в 1994 г. снизился до 59 копеек. Предусмотренные федеральными государственными инвестиционными программами 1991 - 1994 гг. вводы в действие важнейших производительных мощностей, определяющих структурную перестройку экономики России, были выполнены лишь наполовину.

Не сокращается продолжительность сооружения объектов и всего инвестиционного цикла, не отвечают требованиям рыночной экономики и не выдерживаются сроки окупаемости проектов строительства. В структуре производительных капитальных вложений по-прежнему остается низкой доля затрат на реконструкцию и техническое перевооружение, приобретение оборудования и техники.

Переход на новые формы хозяйствования во многих организациях не был подкреплен мерами по повышению организационно-технического уровня производства. В результате снижается производительность труда, не улучшается качество строительства и продукции промышленности строительных материалов. Многие строительные организации продолжают оставаться неконкурентоспособными с зарубежными фирмами.

Медленно внедряются ресурсосберегающие технологии и проекты. Большинство зданий и сооружений по-прежнему возводятся из тяжелых и материалоемких конструкций с большими материальными, энергетическими и транспортными расходами.

Сложившееся положение в инвестиционно-строительной сфере явилось следствием действия факторов, присущих переходному периоду к рыночной экономике для всех отраслей народного хозяйства: падение объемов производства, разрыв кооперативных связей, издержки в сфере ценообразования, удорожания энергоресурсов, транспорта и др.

В этой связи повышение эффективности капитального строительства является актуальной комплексной задачей, требующей совершенствования и переориентации в этом направлении инвестиционной, экономической, градостроительной политики и деятельности всего строительного комплекса.

В соответствии с программой действий министерства в текущем году намечен и осуществляется комплекс мер по повышению эффективности строительства.

Эти вопросы рассматривались на заседаниях коллегии министерства, селекторных совещаниях, выездных семинарах. Обобщен передовой опыт работы ряда предприятий и организаций строительного комплекса, накопленный в процессе проведения экономической реформы в отрасли.

Для выработки научно-обоснованных направлений решения этой проблемы по заданию Минстроя России Российской академией архитектуры и строительных наук осуществлена разработка проекта "Концепция и рекомендация по повышению эффективности капитального строительства в новых экономических условиях".

Межведомственный совет по вопросам строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства постановляет:

1. Считать важнейшей задачей Минстроя России, других федеральных органов, занимающихся инвестиционно-строительной деятельностью, администраций субъектов Российской Федерации, отраслевых концернов и корпораций, строительных, проектно - изыскательских и научно-исследовательских организаций, предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов, органов архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства на 1996 - 2000 годы, - целенаправленное и последовательное проведение курса на всемерное повышение эффективности капитального строительства и работы строительного комплекса, предусматривающего:

достижение высокой инвестиционной активности прежде всего за счет вовлечения в инвестиционно-строительный процесс внебюджетных средств, создания целевых фондов и свободного рынка инвестиционных ресурсов, изменения налоговой политики с предоставлением льгот организациям и лицам, занимающимся инвестиционно-строительной деятельностью, принятия дополнительных законодательных и нормативно-правовых актов, связанных с изменением отношений, механизма инвестирования и амортизационной политики, расширения сферы и объема применения ипотечного кредитования;

совершенствование организации проектирования, направленного на повышение эффективности инвестиционных проектов, сокращение сроков их реализации с учетом устранения затратного механизма, выделения в самостоятельный этап прединвестиционных технико-экономических и маркетинговых исследований, совмещения стадий проектирования и строительства объектов на основе передачи функций разработки рабочей документации подрядным строительным организациям, установление стимулирующих надбавок за прогрессивные ресурсосберегающие проектные решения, обеспечивающие снижение затрат при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;

проведение научно-технической политики, направленной на повышение эффективности научно-технического потенциала строительного комплекса, ресурсо- и энергосбережение, улучшение качества проектов и научно-технических разработок, повышение конкурентоспособности строительной продукции, развитие государственной системы нормативных документов и стандартов, обеспечивающей сохранение единства нормативной базы строительства и ее гармонизацию с зарубежными нормами и стандартами;

осуществление мер по повышению мобильности и организационно-технического уровня строительного производства, совершенствование управления в строительстве с переходом от управления отдельными объектами к управлению инвестиционными проектами и программами, рост производительности труда, сокращения продолжительности сооружения объектов, снижение стоимости, энерго-и материалоемкости строительной продукции и на этой основе обеспечение конкурентоспособности российских строительных организаций на отечественном и зарубежном рынках подрядных работ;

совершенствование градостроительной политики с учетом межрегиональных проблем, ориентацией на более бережное использование земель, транспортных, инженерных и энергетических сетей и коммуникаций в пределах существующих границ городов и дальнейшее их развитие за счет реконструкции застройки с оптимальным увеличением ее плотности;

развитие, реконструкцию и модернизацию производственной базы строительства с ориентацией на выпуск высокоэффективных и конкурентоспособных материалов, изделий, конструкций, быстромонтируемых конструктивных систем, строительных машин, механизмов и инструмента;

формирование банка данных по основным показателям инвестиционной деятельности, градостроительства и жилищно - коммунального хозяйства;

сокращение до оптимального уровня объемов незавершенного строительства за счет осуществления мер по приватизации, продаже или передаче для достройки каждого незавершенного объекта, введения экономических стимулов (налогов), побуждающих юридических и физических лиц к ускорению достройки или реализации незавершенных строек.

2. Минстрою России на основе Генерального соглашения о взаимодействии министерства и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить координацию деятельности субъектов Российской Федерации, строительных, проектных и научных организаций, отраслевых концернов и корпораций в решении вопросов повышения эффективности капитального строительства.

3. Одобрить основные положения "Концепция и рекомендации по повышению эффективности капитального строительства в новых экономических условиях". С учетом состоявшегося обсуждения доработать материалы "Концепции" и поручить коллегии Минстроя России утвердить ее в I квартале 1996 года.

Минстрою России на основе концепции с учетом предложений субъектов Российской Федерации разработать проект комплексной отраслевой программы повышения эффективности капитального строительства в новых экономических условиях.

4. Одобрить в целом Основные направления нового этапа в реализации Государственной целевой программы "Жилище".

Минстрою России осуществлять меры по ускорению утверждения Основных направлений, принятию Закона Российской Федерации "Об ипотеке" и указов Президента Российской Федерации о развитии конкуренции в сфере эксплуатации жилищного фонда, совершенствовании системы безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилья, дальнейшей приватизации недвижимости в жилищной сфере и развитии ипотечного кредитования.

5. Рекомендовать субъектам Российской Федерации: разработать с учетом местных условий, передового опыта, накопленного в стране и за рубежом и основных положений "Концепция и рекомендации по повышению эффективности капитального строительства в новых экономических условиях" программы действий по повышению эффективности капитального строительства в регионах и направить свои предложения в Минстрой России.

Проводить постоянную работу по изысканию резервов повышения эффективности строительного производства в новых экономических условиях, привлечению местных внебюджетных источников для финансирования структурной перестройки производственной базы строительства.

6. Минстрою России:

на основе обобщения практического опыта функционирования финансово-промышленных групп в строительном комплексе разработать предложения по использованию их инвестиционных возможностей для реализации эффективных проектов, имеющих отраслевое значение для структурной перестройки производственной базы строительного комплекса;

совместно с отраслевыми концернами и корпорациями, территориальными органами осуществлять меры по ускорению формирования в отрасли системы лизинга оборудования и строительной техники, включая меры государственной поддержки и экономического стимулирования этого процесса;

в соответствии с планом мероприятий Комплексной программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1995 г. N 1016, внести предложения в Минэкономики России к проекту Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об инвестиционной деятельности" с учетом повышения эффективности инвестиционно-строительной деятельности, гарантий и прав отечественных и иностранных инвесторов;

- совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и субъектами Российской Федерации разработать предложения по защите отечественного строительного рынка от поставок некачественных и экологически вредных импортных строительных материалов и конструкций.

7. Рекомендовать субъектам Российской Федерации, руководителям строительных фирм, предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов, проектных и научно-исследовательских организаций всех форм собственности:

в целях повышения конкурентоспособности на строительном рынке, снижения цен на продукцию и услуги в строительстве, продолжать работу по совершенствованию ценовой политики, широкому развитию практики подрядных торгов, совершенствованию договорных отношений, переориентации производства на ресурсосберегающие и малоэнергоемкие технологии;

увеличить объемы реализации продукции, выполняемых работ и услуг за счет улучшения использования трудовых ресурсов, расширения сферы деятельности путем диверсификации производства, оказания сервисных и инжиниринговых услуг;

с учетом отечественного и зарубежного опыта совершенствовать систему переподготовки и повышения квалификации кадров как мощного рычага проведения организационно-технических преобразований и повышения эффективности капитального строительства с учетом требований рынка.

8. Минстрою России обеспечить скоординированную работу органов архитектуры, градостроительства, экспертизы, лицензирования, архитектурно-строительного надзора, технического нормирования и ценообразования, научно-технических центров по осуществлению государственного регулирования и контроля с ориентацией их деятельности на повышение качества и эффективности капитального строительства.


Председатель

Межведомственного совета

по вопросам строительства,

архитектуры и жилищно -

коммунального хозяйства,

Министр строительства

Российской Федерации

Е.В.БАСИН






Скачать:
Постановление Минстроя РФ от 05.12.1995 N 2 "О мерах по повышению эффективности капитального строительства в новых экономических условиях"
Постановление Минстроя РФ от 05.12.1995 N 2 "О мерах по повышению эффективности капитального строительства в новых экономических условиях"
Наверх
Конфигуратор деревянных домов
Каталог проектов