МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО ВОПРОСАМ СТРОИТЕЛЬСТВА, АРХИТЕКТУРЫ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 19 ноября 1997 г. N 2
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ В АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ"


Межведомственный совет отмечает, что Госстроем России во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архитектуры и градостроительства проводится работа, направленная на реализацию нового этапа Государственной целевой программы "Жилище" и Федеральной целевой программы "Свой дом", на широкомасштабное реформирование жилищно-коммунального хозяйства.

Продолжается развитие созданной в ходе жилищной реформы новой правовой базы. В текущем году принят ряд важных законодательных и нормативных актов, в частности, Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон "Об основах федеральной жилищной политики" и "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Постановления Правительства Российской Федерации "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" и "О создании и порядке ведения регистра жилых домов, строящихся на территории субъектов Российской Федерации". Правительством Российской Федерации направлен в Государственную Думу проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс РСФСР".

Принимаемые меры по развитию малоэтажной застройки позволили при резком сокращении бюджетных инвестиций в жилищную сферу сохранить тенденцию в стране по наращиванию объемов жилищного строительства за счет средств населения и других внебюджетных источников финансирования.

Госстроем России совместно с Союзом архитекторов России, Российской академией архитектуры и строительных наук, архитектурно-градостроительными органами субъектов Российской Федерации много сделано в области архитектуры и градостроительства. Принят Федеральный закон "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации". На основании Закона утверждено примерное положение об органе архитектуры и градостроительства субъекта Российской Федерации, направленного на создание единой системы исполнительной власти в области архитектуры.

Государственной Думой принят проект Градостроительного кодекса. Разработаны нормы и правила по градостроительству в Москве, законы о градостроительстве, градостроительные кодексы и уставы в республиках Башкортостан, Коми, Кабардино-Балкарии, Ставропольском крае, Мурманской, Псковской и других областях.

В соответствии с целевой программой создания нормативно-методической базы разработаны и введены в действие СНиП и положение по градостроительному кадастру, по планировке и застройке поселений, садоводческих объединений.

Госстроем России совместно с Минтрудом России в основном сформирована и совершенствуется нормативно-методическая документация по обеспечению средствами архитектуры и градостроительства условий доступности маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры.

При реализации основных положений Генеральной схемы расселения на территории России, региональных схем, Федеральных программ "Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России" и "Развитие малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы" создаются условия устойчивого функционирования градостроительной системы. В 1995 - 1997 годах велась корректировка генпланов 200 городов. Выполнены или находятся в работе генпланы крупных городов - Нижнего Новгорода, Липецка, Астрахани, Петрозаводска, Саранска, Красноярска, Сочи и Тобольска. По 15 генеральных планов городов и поселков разработано в Волгоградской и Кемеровской областях. Большое внимание этому вопросу уделяется в Красноярском, Ставропольском краях и в Иркутской области.

Архитекторы и градостроители сегодня выступают в тесном взаимодействии со всеми участниками инвестиционного процесса, что подтверждается разработкой и внедрением таких подпрограмм к Государственной целевой программе "Жилище" как "Энергосбережение в строительстве", "Архитектурно-строительные системы жилищного строительства", "Реконструкция жилых домов первых массовых серий", "Структурная перестройка производственной базы жилищного строительства".

Определены новые подходы к составу и содержанию проектной документации по жилищному строительству, обоснованию инвестиций, повышению требований по теплоизолирующей способности наружных стен зданий и светопрозрачных ограждений, ресурсосбережению, пожарной безопасности. В этих целях разработаны и введены в действие соответствующие строительные нормы и правила, альбомы технических решений.

В целях более рационального расходования средств на жилищное строительство на места направлено инструктивное письмо, подготовленное Госстроем России совместно с Минэкономики России, Минфином России и Госкомстатом России "О порядке определения средней сложившейся в регионе стоимости 1 кв. м общей площади жилых домов".

В результате осуществления архитектурно-градостроительной деятельности, регулярно проводимых конкурсов, выставок, фестивалей "Зодчества" совершенствуется архитектура жилища. Существенный шаг сделан в области реконструкции и реставрации исторической застройки памятников истории и культуры. В последние годы во многих городах построены жилые дома, кварталы и жилые районы высокого архитектурного качества. К уникальным общественным зданиям могут быть отнесены Торговый комплекс на Манежной площади и ряд культурно-спортивных и административных зданий в Москве, республиканский концертный зал в Казани, торгово-гостиничный комплекс в Петрозаводске, библиотека в Омске, а также офисы, банки, гостиницы в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Волгограде.

Россия обогатилась новыми храмами, часовнями. Самыми известными являются: Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца и мечеть на Поклонной горе в Москве, собор в г. Губкине Белгородской области, часовня в г. Ярославле, мечеть в г. Набережные Челны.

Получают развитие ландшафтная архитектура, садово-парковое и монументально-декоративное искусство, реклама, оборудование витрин и интерьеров зданий. Во многих городах набережные освобождаются от ветхих и случайных объектов, формируя городской фасад со стороны рек (г. г. Красноярск, Ростов-на-Дону, Тверь, Воронеж, Пермь, Омск, Ярославль).

Накапливается опыт реконструкции и модернизации жилищного фонда и, прежде всего, пятиэтажных жилых домов первых массовых серий. Реконструирован ряд домов в Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Казани. Ведется реконструкция в г. Екатеринбурге и г. Лыткарино Московской области. Это позволит повысить потребительские качества жилища, снизить затраты по их эксплуатации и улучшить архитектурный облик жилой застройки.

Российские зодчие находятся на пути поисков новых направлений в архитектуре и градостроительстве на основе развития традиций отечественного зодчества и зарубежного опыта, использования технологий XXI века.

Структурная перестройка производственной базы жилищного строительства обеспечивает переход к изготовлению высококачественной конкурентоспособной продукции, способной удовлетворить разнообразные запросы потребителей. Эти задачи успешно решаются на предприятиях республик Чувашия и Мордовия, в Московской, Тульской, Самарской, Вологодской областях.

Сегодня в России действует более 1000 совместных предприятий с участием иностранных фирм, использующих современные строительные технологии. За последние 3 года введены в действие более 250 новых технологических линий по выпуску современных строительных конструкций и материалов.

Возрастает влияние региональных архитектурных школ. Более 800 творческих архитектурных мастерских, освободившись от жесткого централизованного регулирования и типизации, создают оригинальные индивидуальные архитектурные проекты. Реализуется потенциал центральных и региональных научных и проектных организаций. Издана 4-томная Архитектурно-строительная энциклопедия. Заметно улучшилось качество малых архитектурно-строительных изданий. Начат выпуск ряда региональных журналов и газет.

Ведется систематическая работа по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в области архитектуры и градостроительства. В 1997 году в 14 вузах и на 19 факультетах было подготовлено 1,3 тыс. архитекторов. В техникумах и колледжах Госстроя России по архитектурным и градостроительным специальностям введено 24 новые специализации. За последние 2 года повысили квалификацию 130 архитекторов малых и средних городов.

Вместе с тем совершенствование градостроительных решений, расширение типологии зданий и их комплексов с применением прогрессивных архитектурно-строительных систем, развертывание реконструкции жилищного фонда, реставрационных работ, развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, улучшение качества и благоустройства в некоторых городах идет крайне медленными темпами.

Межведомственный совет по вопросам строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства постановляет:

1. Считать важнейшими задачами архитекторов, градостроителей и всех участников инвестиционного процесса принятие дополнительных мер по решению комплекса социальных, инженерно-технических, экологических и эстетических вопросов, обеспечивающих:

значительное улучшение градостроительного дела путем реализации положений Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации, совершенствование планировочной и пространственной организации территорий и городов, повышение качества проектирования, строительства, реконструкции и реставрации объектов социальной, производственной, инженерно-транспортной инфраструктуры, эксплуатационных качеств зданий и сооружений, улучшение внешнего облика зданий, их комплексов и в целом городов;

развертывание реконструкции сложившейся застройки городов, массовой реконструкции их жилищного фонда, учреждений и предприятий, промышленных зданий и комплексов в целях приведения их в соответствие с более высокими требованиями общества, связанными с их благоустройством, гуманизацией, экологическим и эстетическим оздоровлением существующей в них среды, с сохранением и усилением регионального и национального своеобразия городов и других поселений;

активизацию работ по созданию законодательной и нормативной базы российского зодчества для условий рыночной экономики, пересмотр стандартов по гармонизации их с лучшими образцами развитых стран, созданию региональных нормативных документов;

реализацию нового этапа Государственной целевой программы "Жилище", Федеральной целевой программы "Свой дом", программ "Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов", "Золотое кольцо", подпрограмм "Энергосбережение в строительстве", "Архитектурно-строительные системы жилищного строительства", "Реконструкция жилых домов первых массовых серий", "Структурная перестройка производственной базы жилищного строительства", региональных программ реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

2. Госстрою России с участием РААСН и Союза архитекторов России:

усилить координацию работы архитектурно-градостроительных органов субъектов Российской Федерации и исполнительной власти местного самоуправления и оказание им методической помощи по повышению роли органов архитектуры и градостроительства в качестве основных элементов единой системы исполнительной власти в области архитектуры и градостроительства;

обеспечить научно-техническое сопровождение реконструкции и модернизации жилых домов первых массовых серий, разработать технические решения, нормативные документы по обследованию конструкций зданий, подлежащих реконструкции, а также откорректировать положения действующих нормативных актов;

в целях ориентации на строительство экономичных социальных жилых домов обеспечить разработку и внедрение в проектирование и строительство стандарта потребительских качеств жилья для городских и сельских поселений;

организовать во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации создание системы формирования, учета, оценки и регистрации объектов недвижимости всех форм собственности в жилищной сфере и ее информационной базы.

3. Госархстройнадзору России, Главжилинспекции Госстроя России, органам архитектуры и строительства субъектов Федерации повысить требовательность в вопросах обеспечения безопасности и эксплуатационной надежности возводимых жилых домов, строгого соблюдения повышенных требований СНиП к теплосберегающим свойствам ограждающих конструкций, а также к установке поквартирных приборов учета, контроля и регулирования газа, отопления, холодной и горячей воды.

4. Органам Государственной вневедомственной экспертизы, региональным центрам ценообразования в строительстве, инспекциям ГАСН усилить работу по улучшению качества и снижению стоимости строительства жилья за счет регулирования объема посреднических услуг, внедрения архитектурно- строительных систем нового поколения, прогрессивных технологий, материалов и конструкций, обеспечивающих повышение энергоэффективности, безопасности, экологичности при строительстве и эксплуатации на основе технического перевооружения действующей материально-технической базы домостроения.

5. Одобрить разработанную Госстроем России подпрограмму "Архитектурно-строительные системы жилищного строительства" и рекомендовать утвердить ее на Межведомственной комиссии по вопросам реализации Государственной целевой программы "Жилище".

6. Считать основными задачами исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им органов строительства, архитектуры и градостроительства, предприятий строительной индустрии и промышленности строительных материалов, научно-проектных организаций, служб жилищно-коммунального хозяйства:

принятие необходимых мер по реализации мероприятий по переходу на проектирование и строительство жилых и общественных зданий путем внедрения новых экономичных, энергоэффективных и ресурсосберегающих архитектурно-строительных систем, конкурентоспособных на строительном рынке;

активизацию деятельности по контролю за выполнением требований действующих нормативных документов в области строительства в части создания условий доступности жилищно-гражданских объектов для маломобильных групп населения;

наращивание объемов ремонтно-реконструктивных работ в жилищном фонде, скорейшему переходу от реконструкции отдельных домов-представителей массовых серий к масштабному преобразованию типовых домов и сложившейся из них застройки;

обеспечение создания и внедрения новых технологий производства эффективных и экологически чистых строительных материалов и изделий, теплоизоляционных и герметизирующих материалов и изделий, высококачественных столярных изделий со значительной экономией ресурсов, энергии и трудозатрат;

продолжение работы по перепрофилированию предприятий строительной индустрии, ориентированную на внедрение новых, эффективных технологий по выпуску конструкций, материалов и изделий, обеспечивающих сокращение энерго-, материало- и трудозатрат как в процессе производства, так и в период эксплуатации объектов строительства.

7. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, территориальным организациям Союза архитекторов России, предприятиям строительного комплекса России, коммерческим банкам, страховым компаниям и другим заинтересованным организациям:

принять участие в финансировании работ по формированию нормативной базы правового регулирования инвестиционной, архитектурной и градостроительной деятельности;

активизировать проведение архитектурных конкурсов, максимально использовать конкурсное проектирование строительных объектов и обязательное проведение тендеров на выполнение проектно-изыскательских работ для государственных нужд;

усилить градостроительное регулирование застройки пригородных территорий, имея в виду исключить занятие ценных природных территорий, водоохранных зон, обеспечить комплексную оценку возможностей малоэтажного строительства за счет неиспользованных территорий как в городах, так и их пригородах с обеспечением инженерной инфраструктуры;

совершенствовать систему строительного и архитектурного лицензирования;

ускорить разработку региональных законодательных актов и нормативов с использованием для финансирования архитектурно-градостроительной деятельности, создание и ведение государственного градостроительного кадастра на подведомственных территориях, отчислений от земельного налога, арендной платы за землю в городах, части средств от продажи недвижимости и земельных участков и других источников.

8. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственным им органам строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства:

повысить роль органов архитектуры и градостроительства, обеспечить их взаимодействие с архитектурно-градостроительными органами исполнительной власти местного самоуправления, укрепить их квалифицированными кадрами в соответствии с основными функциями, целями и задачами их деятельности. Усилить контроль за соблюдением архитектурно-градостроительной дисциплины при застройке районов и строительства отдельных зданий;

предусматривать установку приборов учета и регулирования потребления водоэнергоресурсов во всех вновь строящихся, реконструируемых и капитально-ремонтируемых жилых зданиях и объектах соцкультбыта, не допускать приемку в эксплуатацию жилого фонда и коммунальных объектов без их установки;

активизировать участие городов во Всероссийском конкурсе на лучший благоустроенный город;

содействовать развитию прямых договорных отношений между производственными предприятиями и организациями регионов и соответствующими учебными заведениями Госстроя России, осуществляющими подготовку для них кадров, систематически направлять работников предприятий, организаций и управленческих структур в институты повышения квалификации.

9. Институту переподготовки и повышения квалификации кадров строительного комплекса, Институту переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов стройиндустрии и промстройматериалов, Институту повышения квалификации руководящих работников и специалистов, Институту повышения квалификации и переподготовки работников жилищно-коммунального хозяйства при Государственном координационном центре по производству работ и оказанию услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве Госстроя России принять дополнительные меры по улучшению обучения руководителей и специалистов строительного комплекса России и органов местного самоуправления по проблемам Государственной целевой программы "Жилище" и Федеральной целевой программы "Свой дом".

10. Отметить положительный опыт Республики Татарстан по реализации целевой программы ликвидации ветхого жилья, финансированию строительства за счет средств созданного внебюджетного жилищного фонда; Чувашской Республики по увеличению объемов жилищного строительства за счет внедрения субсидий и безвозмездной помощи населению и предприятиям на строительстве жилых домов и их газификации, внедрению механизма долговых обязательств предприятий; города Санкт-Петербурга по проведению открытых торгов с созданием инвестиционно-тендерной комиссии и методики представления объектов недвижимости частным застройщикам; города Нижний Новгород по использованию тепловых насосов в строительстве.

11. Просить Министерство образования Российской Федерации поддержать просьбу Совета ректоров архитектурно-строительных школ и учебно-методического объединения восстановить среди приоритетных направлений программу "Архитектура и строительство", сохранить сложившуюся структуру и сеть высшего и среднего профессионального архитектурно-строительного образования, основанного на существовании региональных центров и местных школ.


Председатель Межведомственного совета,

Министр Российской Федерации,

Председатель Госстроя России

Е.В.БАСИН






Скачать:
Постановление Межведомственного совета по вопросам строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства от 19.11.1997 N 2 "Об основных направлениях в архитектуре и градостроительстве при реализации Государственной целевой программы Жилище"
Постановление Межведомственного совета по вопросам строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства от 19.11.1997 N 2 "Об основных направлениях в архитектуре и градостроительстве при реализации Государственной целевой программы Жилище"
Наверх
Конфигуратор деревянных домов
Каталог проектов