ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 11 мая 2010 г. по делу N А17-8436/2009

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 05.05.2010.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шутиковой Т.В.,

судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.

при участии представителей

от заявителя: Хорошиловой Ю.А. (доверенность от 11.01.2010 N 4),

Лапенко Е.К. (доверенность от 11.01.2010 N 2)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

государственного предприятия Костромской области по техническому учету инвентаризации объектов недвижимости "Костромаоблтехинвентаризация"

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 09.12.2009,

принятое судьей Герасимовым В.Д.,

по делу N А17-8436/2009

по заявлению государственного предприятия Костромской области по техническому учету инвентаризации объектов недвижимости "Костромаоблтехинвентаризация"

к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ивановской области

о признании незаконным решения об отказе в аккредитации на осуществление деятельности по техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Ивановской области и об обязании выдать свидетельство об аккредитации на осуществление данной деятельности

и


установил:


государственное предприятие Костромской области по техническому учету инвентаризации объектов недвижимости "Костромаоблтехинвентаризация" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ивановской области (далее - Управление) о признании незаконным решения об отказе в аккредитации на осуществление деятельности по техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Ивановской области, изложенного в протоколе от 02.09.2009 N 2, и об обязании Управления выдать свидетельство об аккредитации на осуществление указанной деятельности.

Решением Арбитражного суда Ивановской области от 09.12.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.

В апелляционном суде дело не рассматривалось.

Предприятие не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, указав на неправильное применение норм материального и процессуального права.

Ссылаясь на статью 13 Конституции Российской Федерации, часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 "О государственном учете жилищного фонда Российской Федерации", пункты 13, 15, 16 постановления Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства", заявитель жалобы считает, что отсутствие определенного органами исполнительной власти Ивановской области порядка доступа и выдачи информации из архивов БТИ не может служить основанием для отказа в аккредитации. По мнению заявителя, отказ в аккредитации по причине отсутствия у Предприятия акта экспертизы на помещение архива санитарной, пожарной и охранной служб со ссылкой на Инструкцию о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 N 37, и Основные правила работы архивов организаций, одобренные решением Коллегии Росархива от 06.02.2002, неправомерен, поскольку данные документы не являются нормативно-правовыми актами. Кроме того, ошибочная ссылка в Положении об архиве инвентаризационно-технической документации Предприятия, утвержденном генеральным директором 24.06.2005, на недействующий на момент его подписания нормативный акт носит формальный характер и не искажает содержание документа, поэтому не является основанием для отказа в аккредитации.

В судебном заседании представители Предприятия подтвердили позицию, изложенную в кассационной жалобе.

Управление в отзыве на кассационную жалобу возразило против доводов Предприятия, просило оставить жалобу без удовлетворения; надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило.

Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 02.06.2009 Предприятие направило в Управление заявление об аккредитации его на проведение технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Ивановской области с приложением пакета документов.

Уведомлением от 26.06.2009 N 4-10/2080 Управление сообщило о решении комиссии, изложенном в протоколе от 24.06.2009 N 1, об отказе Предприятию в аккредитации на территории Ивановской области по мотиву нарушения требований, предъявляемых к содержанию документов, предусмотренных Положением об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 05.04.2005 N 70.

По результатам повторного обращения Предприятия с заявлением об аккредитации Управление уведомлением от 03.09.2009 N 4-10/2534 также сообщило о решении комиссии об отказе Предприятию в аккредитации, изложенном в протоколе от 02.09.2009 N 2.

Отказ в аккредитации мотивирован тем, что у Предприятия отсутствует опись архива Ивановского филиала Предприятия; не определен порядок доступа и выдачи информации из архива, устанавливаемый органом исполнительной власти Ивановской области; представленные документы содержат искаженные и недостоверные данные; отсутствует акт экспертизы на возможность ведения архива санитарной, пожарной и охранной служб, а также приказ о назначении директора Ивановского филиала Предприятия.

Предприятие посчитало, что решение Управления об отказе в аккредитации противоречит нормам действующего законодательства и нарушает его права, поэтому обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 18 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", статьей 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пунктами 2.1, 3.9 Положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 05.04.2005 N 70, пунктом 14 Положения о государственном учете жилищного фонда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301, пунктом 13 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921, Арбитражный суд Ивановской области отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу о том, что отказ Управления в аккредитации Предприятия на осуществление деятельности по техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Ивановской области является законным.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2004 N 477 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности" государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляют Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы (подпункт "а"); до принятия нормативных правовых актов, определяющих порядок ведения государственного технического учета, технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства осуществляют организации (органы), аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, устанавливаемом Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, по правилам, утверждаемым данным Министерством (подпункт "б").

Во исполнение указанного постановления приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 05.04.2005 N 70 утверждено Положение об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства (далее - Положение об аккредитации).

Согласно пункту 1.2 Положения об аккредитации аккредитация организаций проводится в целях подтверждения наличия необходимой материально-технической обеспеченности указанных организаций, а также в целях обеспечения гарантий их ответственности перед заинтересованными лицами и определения возможности ведения названными организациями технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

В силу пункта 3.9 Положения об аккредитации комиссия отказывает заявителю в аккредитации в случаях: несоответствия заявителя требованиям настоящего Положения, предъявляемым для его аккредитации; непредставления документов или информации, предусмотренной настоящим Положением и необходимой для принятия решения об аккредитации в соответствии с настоящим Положением; наличия недостоверных или искаженных данных в документах, представленных заявителем.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения об аккредитации одним из требований, предъявляемых к организации для ее аккредитации на проведение технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, является требование о наличии у организации возможности ведения архива, включающего в себя учетно-техническую, оценочную и правоустанавливающую документацию в соответствии с требованиями постановлений Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 "О государственном учете жилищного фонда Российской Федерации" (далее - Положение N 1301) и от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства" (далее - Положение N 921), а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

В пунктах 3, 7 Положения N 1301 установлено, что технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ), БТИ обязаны осуществлять, в том числе техническую инвентаризацию и паспортизацию жилищного фонда, а пункт 14 предусматривает, что учетно-техническая, оценочная и правоустанавливающая документация жилищного фонда, включая технические паспорта, регистрационные книги, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, и иные инвентаризационные документы, хранятся в архиве БТИ, а также в объединенном архиве Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике. Архивы БТИ относятся к государственному архивному фонду Российской Федерации и являются федеральной собственностью, находящейся в пользовании субъектов Российской Федерации. Отчуждение архивов БТИ не допускается.

В соответствии с Положением N 921 техническую инвентаризацию объектов капитального строительства осуществляют организации (органы) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Согласно пункту 13 Положения N 921 технические паспорта, оценочная и иная учетно-техническая документация по объектам капитального строительства, включая регистрационные книги, реестры, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, образуют архивные фонды, которые относятся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации и являются федеральной собственностью.

В силу пункта 3.2 Положения об аккредитации к заявлению об аккредитации прилагается справка о ведении (описи) архива, в правоустанавливающей документации, подтверждающая ведение или возможность ведения архива в соответствии с требованиями пункта 2.1 настоящего Положения, а также порядок доступа и выдачи информации из архива, определенный надлежащим органом.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Закон N 125-ФЗ) документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в государственной собственности, хранятся постоянно - в государственных архивах, музеях, библиотеках и организациях Российской академии наук; временно - в государственных органах, государственных организациях, создаваемых ими архивах в течение установленных сроков, а также в муниципальных архивах в случае наделения органа местного самоуправления муниципального района или городского округа отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования.

В пункте 15 Положения N 1301 определен порядок распоряжения собственником имущества применительно к архивным документам, согласно которому порядок доступа и выдачи информации из архивов БТИ определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При отсутствии такого порядка организации БТИ не вправе распоряжаться информацией, находящейся в архивах, являющихся федеральной собственностью.

Суд установил и материалами дела подтверждается, что Предприятие не представило доказательств фактического наличия на законном основании архива информации об объектах капитального строительства на территории Ивановской области, либо наличие права на доступ к такому архиву, находящемуся у иного лица (Ивановского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ").

Несоблюдение указанного в пункте 3.2 Положения об аккредитации требования является достаточным основанием для отказа в аккредитации организации на проведение технической инвентаризации объектов капитального строительства.

В силу изложенного отказ Управления в аккредитации Предприятия по причине недоказанности возможности ведения архива является законным.

Согласно части 2 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" технические паспорта, оценочная и иная хранящаяся в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-техническая документация об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационные книги, реестры, копии правоустанавливающих документов и тому подобное) являются федеральной собственностью. Хранение и использование указанных документов и документации осуществляются в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке.

Пунктом 8.3 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 N 37, установлены требования, предъявляемые к помещению архива, в соответствии с которыми в целях обеспечения сохранности документации помещение архива должно быть изолированным, сухим и безопасным в противопожарном отношении. Оконные проемы архивохранилищ, расположенных ниже 3-го и на последнем этажах, заделываются металлическими решетками. Входные двери целесообразно иметь металлические с устройством сигнализации.

Согласно заключению Министерства юстиции Российской Федерации, изложенному в письме от 11.09.1998 N 6135-ВЭ, названный документ в государственной регистрации не нуждается.

Кроме того, аналогичные требования установлены и пунктом 4.2.2. Основных правил работы архивов организаций, одобренные решением Коллегии Росархива от 06.02.2002, согласно которым при отсутствии специального помещения для архива организаций выделяется приспособленное помещение в административном здании организации. Размещение в приспособленных помещениях производится в установленном порядке после их экспертизы. Экспертиза устанавливает пригодность помещения (огнестойкость, долговечность, прочность конструкции, техническая укрепленность), состояние помещения, наличие отопительных и вентиляционных систем. Результаты экспертизы оформляются актом.

Требования к порядку хранения имущества, являющегося федеральной собственностью, установлены уполномоченными органами Российской Федерацией, и несоблюдение такого порядка не может свидетельствовать о возможности получения аккредитации на проведение технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Следовательно, отказ Управления Предприятию в предоставлении аккредитации по мотиву отсутствия акта экспертизы на возможность ведения архива санитарной, пожарной и охранной служб, является правильным.

Суд также установил и материалами дела подтверждается, что в представленном в Управлении для аккредитации тексте Положения об архиве инвентаризационно-технической документации государственного предприятия "Костромаоблтехинвентаризация", утвержденного генеральным директором 24.06.2005, имеется указание на, что данный документ разработан в соответствии с еще не вступившим в законную силу Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Данное нарушение носит формальный характер и его выявление в силу пункта 3.9 Порядка аккредитации является основанием для отказа в аккредитации.

При таких обстоятельствах вывод суда о правомерном отказе Предприятию в аккредитации на осуществление деятельности по техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Ивановской области, является правильным.

С учетом изложенного Арбитражный суд Ивановской области правомерно отказал Предприятию в удовлетворении заявленного требования.

Нормы материального права применены Арбитражным судом Ивановской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на Предприятие.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа


постановил:


решение Арбитражного суда Ивановской области от 09.12.2009 по делу N А17-8436/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного предприятия Костромской области по техническому учету инвентаризации объектов недвижимости "Костромаоблтехинвентаризация" - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.


Председательствующий

Т.В.ШУТИКОВА


Судьи

Н.Ш.РАДЧЕНКОВА

А.И.ЧИГРАКОВ

Информацию о строительстве домов из оцилиндрованного бревна можно увидеть здесь: строительство домов из оцилиндрованного бревна

Скачать:

Скачать: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.05.2010 по делу N А17-8436/2009 Суд первой инстанции Арбитражный суд Ивановской области
Скачать: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.05.2010 по делу N А17-8436/2009 Суд первой инстанции Арбитражный суд Ивановской области
Ознакомьтесь строительство домов из оцилиндрованного бревна камерной сушки: строительство домов из оцилиндрованного бревна
Наверх
Конфигуратор деревянных домов
Каталог проектов