ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30 сентября 2010 г. по делу N А43-44612/2009

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Чернышова Д.В.,

судей Апряткиной Г.С., Бабаева С.В.

при участии представителей

от заявителя: Васиной А.Н. по доверенности от 01.03.2010,

от заинтересованных лиц - администрации города Дзержинска:

Сафиуловой С.В. по доверенности от 21.06.2010 N 49,

комитета по управлению муниципальным имуществом города Дзержинска:

Сафиуловой С.В. по доверенности от 21.01.2010 N 12/23

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -

комитета по управлению муниципальным имуществом города Дзержинска

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.03.2010,

принятое судьей Ивановым А.В., и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2010,

принятое судьями Захаровой Т.А., Рубис Е.А., Смирновой И.А.,

по делу N А43-44612/2009

по заявлению общества с ограниченной ответственностью НПО "Акросоп"

к администрации города Дзержинска и комитету по управлению муниципальным имуществом города Дзержинска

о признании постановления недействительным

и


установил:


общество с ограниченной ответственностью НПО "Акросоп" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации города Дзержинска (далее - Администрация) от 25.11.2009 N 4909 "Об отказе в предоставлении ООО НПО "Акросоп" земельного участка в г. Дзержинске, севернее дома N 11-В по ул. Удриса"; об обязании Администрации принять решение о предоставлении Обществу в аренду сроком на пять лет испрашиваемого земельного участка, а комитету по управлению муниципальным имуществом города Дзержинска (далее - Комитет) - заключить договор аренды земельного участка.

Требования основаны на статьях 198 - 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положении о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденном постановлением городской Думы города Дзержинска от 29.05.2008 N 337 (далее - Положение о предоставлении земельных участков), и мотивированы тем, что оспариваемое решение не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Сославшись на часть 1 статьи 65, часть 1 статьи 198, часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 28, 29, 34 Земельного кодекса Российской Федерации и Положение о предоставлении земельных участков, суд решением от 03.03.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.07.2010, удовлетворил заявленные требования. Судебные инстанции пришли к выводу о том, что Администрация не доказала законность оспариваемого решения об отказе Обществу в заключении срочного договора аренды испрашиваемого земельного участка на новый срок.

Не согласившись с судебными актами, Комитет обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции в связи с нарушением норм материального и процессуального права и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

По мнению заявителя, не оценив доводы органа местного самоуправления о невозможность предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка, суд необоснованно применил статью 34 Земельного кодекса Российской Федерации и Положение о предоставлении земельных участков. Комитет полагает, что преимущественное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок возможно только в случае передачи спорного имущества третьим лицам. Суд апелляционной инстанции неправомерно признал несущественным довод Комитета о ненадлежащем исполнении Обществом обязательств по внесению арендных платежей. Комитет считает, что суд вышел за пределы своих полномочий, приняв решение по незаявленным требованиям.

В отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании представитель Администрации полностью поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, и просил отменить оспариваемые судебные акты.

Общество в отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании сослалось на законность и обоснованность судебных актов и просило оставить жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Комитета полностью поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, и просил отменить оспариваемые судебные акты.

Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.

Как усматривается из документов и установил суд, Комитет (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды от 03.09.2004 N 1604-Ю/кон, по условиям которого Обществу в аренду сроком на пять лет предоставлен земельный участок площадью 4125 квадратных метров с кадастровым номером 52:21:00 00 109:0259, расположенный по адресу: Нижегородская область, г. Дзержинск, севернее дома N 11-В по ул. Удриса, для размещения, проектирования, обустройства и эксплуатации автостоянки.

Срок аренды определен сторонами с 12.08.2004 до 11.08.2009.

Объект аренды передан Обществу по акту приема-передачи от 03.09.2004.

Данный договор зарегистрирован в установленном законом порядке.

Общество обратилось в Администрацию с письмом от 31.03.2009 N 12, в котором просило рассмотреть вопрос о предоставлении Обществу указанного земельного участка в аренду на срок пять лет без проведения торгов.

Администрации в газете "Дзержинские ведомости" от 08.05.2009 и на своем официальном сайте разместила информацию о предстоящем предоставлении Обществу в аренду для эксплуатации автостоянки испрашиваемого земельного участка.

В дополнение к письму от 31.03.2009 N 12 Общество 08.06.2009 направило в уполномоченный орган комплект документов, необходимых для заключения нового договора аренды.

Комитет в письме от 03.07.2009 N 4043/23 сообщил Обществу о том, что вопрос о возможности продления сроков аренды испрашиваемого земельного участка будет рассмотрен Межведомственной комиссией городского округа город Дзержинск по инвестиционной политике и земельным отношениям.

Комиссия в составе представителей Администрации и Общества провела обследование упомянутого земельного участка, о чем составлен акт от 06.07.2009, в котором указано, что земельный участок используется для эксплуатации платной автостоянки.

Администрация вынесла постановление от 25.11.2009 N 4909 "Об отказе в предоставлении ООО НПО "Акросоп" земельного участка, расположенного в г. Дзержинске, севернее дома N 11-В по ул. Удриса, о чем Комитет сообщил Обществу в письме от 26.11.2009 N 7109/23.

Посчитав, что данный отказ не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Статьей 264 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Правовое регулирование вопросов предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории города Дзержинска Нижегородской области установлено постановлением городской Думы г. Дзержинска от 29.05.2008 N 337, утвердившим Положение о порядке предоставления земельных участков, в соответствии с которым земельные участки для целей, не связанных со строительством, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам для размещения некапитальных сооружений, не относящихся к объектам мелкорозничной сети, в том числе: стоянок автомобильного транспорта, в аренду сроком на пять лет на торгах (конкурсах, аукционах) и без проведения торгов. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предполагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

В силу статей 4, 9 и 11 Положения о порядке предоставления земельных участков решение о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, принимает Администрация. Лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для размещения некапитальных сооружений (в том числе стоянок автомобильного транспорта), направляют в Администрацию соответствующее заявление. Указанное заявление с комплектом представленных документов направляется в Управление архитектуры и градостроительства Администрации для рассмотрения возможности размещения предполагаемого некапитального сооружения. Впоследствии документы из Управления архитектуры направляются на рассмотрение Межведомственной комиссии городского округа города Дзержинска по инвестиционной политике и земельным отношениям, которая готовит предложения и оформляет их протоколом. Протокол направляется мэру города Дзержинска для рассмотрения и принятия решения по существу. В случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении земельного участка Администрация в месячный срок обеспечивает публикацию информации о предоставлении земельного участка в официальном печатном органе. Если в течение месяца с момента опубликования информации не поступили иные заявления, органом местного самоуправления осуществляется процедура предоставления земельного участка и принимается соответствующее решение. В течение недели с момента принятия такого решения Комитет заключает с лицом, заинтересованным в получении земельного участка, соответствующий договор.

Всесторонне, полно и объективно исследовав фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел, что Общество, направившее письмо от 31.03.2009 N 12, в котором просило рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка в аренду, обратилось в уполномоченный орган, а действия Администрации по размещению информации о предстоящем предоставлении Обществу в аренду испрашиваемого земельного участка в газете "Дзержинские ведомости" от 08.05.2009 и на своем официальном сайте свидетельствуют о принятии заявления Общества, его рассмотрении и осуществлении предусмотренных согласований.

В пункте 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи ограничения в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: изъятие земельных участков из оборота; установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков; резервирование земель для государственных или муниципальных нужд.

Согласно Положению о предоставлении земельных участков лицу, заинтересованному в получении земельного участка, может быть отказано лишь в случаях: изъятия из оборота данного земельного участка; включения данного земельного участка в схему резервирования земель, прилагаемую к решению уполномоченного органа о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.

Ответчики в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили доказательств ограничения испрашиваемого земельного участка либо обращения иных лиц, заинтересованных в предоставлении указанного земельного участка. Ссылка ответчиков на предполагаемую застройку испрашиваемого Обществом земельного участка также не подтверждена допустимыми доказательствами.

При указанных обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое решение, оформленное в виде ненормативного правового акта, принято уполномоченным органом, но не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, и обоснованно удовлетворил заявленные требования.

Доводы Комитета о том, что преимущественное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок возможно только в случае передачи спорного имущества третьим лицам и о ненадлежащем исполнении Обществом обязательств по внесению арендных платежей, отклоняются, поскольку Общество обратилось в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора аренды земельного участка в порядке, предусмотренном Положением о предоставлении земельных участков.

Ссылка Комитета на то, что суд вышел за пределы своих полномочий, приняв решение по не заявленным требованиям, также подлежит отклонению в силу следующего.

В подпункте 3 пункта 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Таким образом, суд, признавший оспариваемое решение недействительным, обоснованно обязал Администрацию и Комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.

Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.

Оснований для отмены судебных актов не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не установил.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа


постановил:


решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.03.2010 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2010 по делу N А43-44612/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом города Дзержинска - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.


Председательствующий

Д.В.ЧЕРНЫШОВ


Судьи

Г.С.АПРЯТКИНА

С.В.БАБАЕВ

Информацию о строительстве домов из оцилиндрованного бревна можно увидеть здесь: строительство домов из оцилиндрованного бревна

Скачать:

Скачать: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.09.2010 по делу N А43-44612/2009 Суд первой инстанции Арбитражный суд Нижегородской области
Скачать: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.09.2010 по делу N А43-44612/2009 Суд первой инстанции Арбитражный суд Нижегородской области
Вы узнаете новое о строительстве домов из оцилиндрованного бревна: строительство домов из оцилиндрованного бревна
Наверх
Конфигуратор деревянных домов
Каталог проектов