ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 августа 2010 г. по делу N А43-16325/2009

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть объявлена 18.08.2010.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Радченковой Н.Ш.,

судей Башевой Н.Ю., Масловой О.П.

при участии представителей

от заявителя: Ошуриной Т.Д. (доверенность от 03.08.2010),

Истомина А.Н. (доверенность от 03.08.2010),

от заинтересованного лица: Тетюшиной А.Ф. (доверенность от 30.12.2008 N 01-413/Д),

от третьего лица - Министерства инвестиционной политики Нижегородской области: Новичковой М.П. (доверенность от 20.05.2010 N 88)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -

индивидуального предпринимателя Оруджева Ильхама Черкез оглы

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2010,

принятое судьями Захаровой Т.А., Урлековым В.Н., Протасовым Ю.В.,

по делу N А43-16325/2009

по заявлению индивидуального предпринимателя Оруджева Ильхама Черкез оглы

о признании недействительными постановлений администрации города Нижнего Новгорода от 27.05.2009 N 2308, N 2309, а также о признании незаконным изложенного в письме от 01.06.2009 N 27-01-21-3716 решения администрации города Нижнего Новгорода об отказе в выдаче разрешения на строительство,

третьи лица - Министерство инвестиционной политики Нижегородской области, Правительство Нижегородской области,

и


установил:


индивидуальный предприниматель Оруджев Ильхам Черкез оглы (далее - Предприниматель, Оруджев И.Ч.о) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительными постановлений администрации города Нижнего Новгорода (далее - Администрация) от 27.05.2009 N 2308 "Об отмене постановления главы администрации N 6410 от 27.12.2007", N 2309 "Об отмене постановления главы администрации N 3872 от 19.08.2008", а также о признании незаконным изложенного в письме от 01.06.2009 N 27-01-21-3716 решения администрации города Нижнего Новгорода об отказе в выдаче разрешения на строительство.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство инвестиционной политики Нижегородской области, Правительство Нижегородской области.

Решением суда первой инстанции от 30.10.2009 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционного суда от 28.05.2010 решение суда отменено.

Не согласившись с постановлением апелляционного суда, Предприниматель обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель считает, что апелляционным судом неправильно применена статья 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, неправомерно не применены пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации; применена не подлежащая применению статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации. По его мнению, на момент утверждения градостроительного плана (19.08.2008) статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации не действовала; действующее законодательство не запрещает возводить объект капитального строительства на двух и более земельных участках, находящихся в собственности правообладателя; Администрация по своей инициативе подготовила один градостроительный план на два земельных участка; строительство Предпринимателем административно-гостиничного комплекса соответствует видам разрешенного использования земельного участка, установленным для данной зоны (Ц-1).

Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и дополнении к ней и поддержана его представителями в судебном заседании.

Администрация в отзыве на кассационную жалобу, ее представитель и представитель Министерства инвестиционной политики Нижегородской области в судебном заседании возразили против доводов Предпринимателя.

Правительство Нижегородской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направило.

Законность постановления апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Оруджеву И.Ч.о. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 588 квадратных метров, кадастровый номер 52:18:010019:0137, расположенный по улице Щербакова, дом 13, в городе Нижнем Новгороде, вид разрешенного использования - под индивидуальный жилой дом с прилегающей территорией, и земельный участок площадью 2277 квадратных метров, кадастровый номер 52:18:010019:0127, расположенный по улице Щербакова, дом 15, в городе Нижнем Новгороде, вид разрешенного использования - под административное здание с хоздвором (свидетельства о государственной регистрации права от 29.06.2006 серия 52-АБ N 467948 и от 06.04.2007 серия 52-АБ N 976080).

С целью строительства административно-гостиничного комплекса заявитель обратился в Министерство инвестиционной политики Нижегородской области с заявлением о предоставлении дополнительно земельного участка в аренду площадью 1700 квадратных метров.

Инвестиционный Совет при Губернаторе Нижегородской области принял решение от 14.11.2007 N 1898-43-1675 об одобрении строительства Предпринимателем административно-гостиничного комплекса на земельном участке, расположенном по адресным ориентирам: город Нижний Новгород, Сормовский район, примыкающий к земельному участку по улице Щербакова, дома N 13,15, категория земель - земли населенных пунктов, площадь - 1700 квадратных метров.

Администрация издала постановление от 27.12.2007 N 6410 "Об утверждении проекта границ земельного участка, примыкающего к земельному участку по улице Щербакова, дома N N 13,15, выбираемого для строительства административно-гостиничного комплекса по улице Щербакова в Сормовском районе".

На основании этого ненормативного правового акта органа местного самоуправления Правительство Нижегородской области издало распоряжение от 19.02.2008 N 203-р "О предварительном согласовании места размещения административно-гостиничного комплекса на земельном участке, примыкающем к земельному участку по улице Щербакова, дома N 13,15 в Сормовском районе города Нижнего Новгорода", которым утвержден акт выбора земельного участка, а также предварительно согласовано место размещения административно-гостиничного комплекса.

Правительство Нижегородской области и Предприниматель заключили соглашение от 06.03.2008 N 26 о реализации инвестиционного проекта по строительству административно-гостиничного комплекса со сроком ввода объекта в эксплуатацию - не позднее четырех лет с момента регистрации договора аренды земельного участка.

Заявитель сформировал и поставил на государственный кадастровый учет земельный участок площадью 1700 квадратных метров (кадастровый номер 52:18:01 0019:0151), заключил и зарегистрировал договор аренды земельного участка от 05.05.2008 N 18692; Департамент градостроительного развития территории Нижегородской области разработал и утвердил Градостроительный план земельного участка N RU 52303000-0000000000000 (Архивный N 227-НО).

Администрация издала постановление от 19.08.2008 N 3872 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка по улице Щербакова, дома N 13,15 в Сормовском районе города Нижнего Новгорода".

Данным актом утвержден градостроительный план N 523030000000000000000564 двух смежных земельных участков, находящихся в собственности Предпринимателя.

На основании указанных градостроительных планов смежных земельных участков Оруджев И.Ч.о. осуществил архитектурно-строительное проектирование (рабочий проект), на которое получил положительное заключение государственной экспертизы N 031309/УГЭ-2850.

Предприниматель обратился в Администрацию с заявлением от 20.05.2009 о выдаче в порядке статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешения на строительство на трех смежных земельных участках.

Администрация издала постановления от 27.05.2009 N 2308, 2309, в соответствии с которыми отменила постановление от 27.12.2007 N 6410 "Об утверждении проекта границ земельного участка, примыкающего к земельному участку по улице Щербакова, дома 13,15, выбираемого для строительства административно-гостиничного комплекса по улице Щербакова в Сормовском районе" и постановление от 19.08.2008 N 3872 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка по улице Щербакова, дома N 13, 15 в Сормовском районе города Нижнего Новгорода". Письмом от 01.06.2009 N 27-01-21-3716 отказала Предпринимателю в выдаче разрешения на строительство.

Не согласившись с принятыми ненормативными правовыми актами и решением об отказе в выдаче разрешения на строительство, Предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Руководствуясь статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 8, 41, 45, 48, 49, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 7 и 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 26 Закона Нижегородской области от 08.04.2008 N 37-З "Об основах регулирования градостроительной деятельности на территории Нижегородской области", суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования и исходил из того, что обжалуемые ненормативные акты и решение органа местного самоуправления не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы Предпринимателя, создавая ему препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности.

Руководствуясь статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 44, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", статьей 26 Закона Нижегородской области от 08.04.2008 N 37-З "Об основах регулирования градостроительной деятельности на территории Нижегородской области", апелляционный суд частично отменил решение суда первой инстанции и исходил из того, что у органа местного самоуправления имелись правовые основания для издания постановления от 27.05.2009 N 2309, поскольку в пакете представленных Оруджевым И.Ч.о документов для подготовки разрешения на строительство отсутствовал градостроительный план на земельный участок; в нарушение статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации Предприниматель испрашивал одно разрешение на строительство на трех земельных участках с разными видами разрешенного использования.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

Согласно части 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (действующей ранее) и статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации (действующей в настоящее время) земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственно кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В силу статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа, где в частности указываются границы земельного участка.

В соответствии с положениями статьи 26 Закона Нижегородской области от 08.04.2008 N 37-З "Об основах регулирования градостроительной деятельности на территории Нижегородской области" градостроительный план земельного участка является документом, утверждаемым в составе либо вне состава документации по планировке территории, используемым для принятия решения о предоставлении земельных участков, разработки проектной документации, выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод объектов в эксплуатацию.

Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.

Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется:

а) органами местного самоуправления - в случае, если физическое или юридическое лицо имеет правоустанавливающие документы на земельный участок и планирует осуществить строительство, реконструкцию объектов на данном земельном участке;

б) уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области в сфере градостроительной деятельности - в случае, когда физическое или юридическое лицо планирует осуществить строительство, реконструкцию объектов на земельном участке по решению Правительства Нижегородской области.

В рассматриваемом случае постановлением главы Администрации от 19.08.2008 N 3872 в нарушение вышеуказанных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации утвержден один градостроительный план на два самостоятельных земельных участка:

- земельного участка площадью 588 квадратных метров с кадастровым номером 52:18:010019:0137, расположенного по улице Щербакова, дом 13, вид разрешенного использования - под индивидуальный жилой дом с прилегающей территорией;

- земельного участка площадью 2277 квадратных метров с кадастровым номером 52:18:010019:0127, расположенного по улице Щербакова, 15, с видом разрешенного использования - под административное здание с хоздвором.

Статья 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает право органа местного самоуправления (или его должностного лица) в порядке самоконтроля отменить или приостановить действие принятого им муниципального правового акта.

Поэтому у органа местного самоуправления имелись правовые основания для издания постановления от 27.05.2009 N 2309, поскольку ранее принятое постановление от 19.08.2008 N 3872, утвердившее градостроительный план земельного участка общей площадью 2865 квадратных метров, включающего в себя два самостоятельных земельных участка, прошедших государственный кадастровый учет, обладающих уникальными характеристиками объектов недвижимости, в момент его принятия не соответствовало земельному и градостроительному законодательству.

Как следует из материалов дела, 20.05.2009 Предприниматель обратился в Администрацию с заявлением о выдаче ему разрешения на строительство административно-гостиничного комплекса на трех земельных участках:

- площадью 588 квадратных метров с кадастровым номером 52:18:010019:0137, расположенного по улице Щербакова, дом 13, вид разрешенного использования - под индивидуальный жилой дом с прилегающей территорией, принадлежащего Оруджеву И.Ч.о на праве собственности;

- площадью 2277 квадратных метров с кадастровым номером 52:18:010019:0127, расположенного по улице Щербакова, 15, с видом разрешенного использования под административное здание с хоздвором, принадлежащего Оруджеву И.Ч.о на праве собственности;

- площадью 1700 квадратных метров с кадастровым номером 52:18:010019:0151, примыкающего к вышеуказанным земельным участкам, с видом разрешенного использования для проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию административно-гостиничного комплекса, находящегося в аренде у Предпринимателя на основании договора аренды от 05.05.2008 N 18-692.

Статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет разрешение на строительство как документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагается, в частности, градостроительный план земельного участка, материалы, содержащиеся в проектной документации.

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Согласно ответу Администрации от 01.06.2009 N 27-01-21-3716 основанием для отказа Предпринимателю в выдаче разрешения на строительство явилось непредставление необходимого перечня документов для подготовки разрешения на строительство, определенных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: градостроительного плана земельного участка, материалов, содержащихся в проектной документации.

Кроме того, апелляционный суд в качестве дополнительного основания для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на строительство указал, что в данном случае Предприниматель испрашивал одно разрешение на строительство на трех земельных участках с разными видами разрешенного использования (под индивидуальный жилой дом с прилегающей территорией, под административное здание с хоздвором и под строительство административно-гостиничного комплекса), а также разными правовыми режимами (два земельных участка находятся в собственности Предпринимателя, один - в аренде), что противоречит нормам статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах Первый арбитражный апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что решение Администрации от 27.05.2009 N 2309 об отказе Оруджеву И.Ч.о в выдаче разрешения на строительство является законным, соответствующим Градостроительному кодексу Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов Предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем обоснованно отказал Предпринимателю в удовлетворении заявленного требования в данной части.

С учетом изложенного кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.

Нормы материального права применены Первым арбитражным апелляционным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.

Расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа


постановил:


постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2010 по делу N А43-16325/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Оруджева Ильхама Черкез оглы - без удовлетворения.

Расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы отнести на индивидуального предпринимателя Оруджева Ильхама Черкез оглы.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.


Председательствующий

Н.Ш.РАДЧЕНКОВА


Судьи

Н.Ю.БАШЕВА

О.П.МАСЛОВА

Вам будет интересно посмотреть о строительстве домов из оцилиндрованного бревна: строительство домов из оцилиндрованного бревна

Скачать:

Скачать: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.08.2010 по делу N А43-16325/2009 Суд первой инстанции Арбитражный суд Нижегородской области
Скачать: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.08.2010 по делу N А43-16325/2009 Суд первой инстанции Арбитражный суд Нижегородской области
Вам будет интересно посмотреть о строительстве домов из оцилиндрованного бревна: строительство домов из оцилиндрованного бревна
Наверх
Конфигуратор деревянных домов
Каталог проектов